Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Вокальный ансамбль»,
художественной направленности разработана в соответствии с основополагающими
документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
4. Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской
Федерации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (2015 г.) (на
основании письма №09-3442 от 18.11.15 Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ);
5. Приказ от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области»;
6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении общеразвивающих
программ в МАОУ СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов,
Ленинского района г. Екатеринбурга;
7. Устав МАОУ СОШ №10 Ленинского района г. Екатеринбурга
Новизна программы заключается в использовании целостного подхода в
формировании исполнительской культуры (формирование знаний физиологических
особенностей строения голосового аппарата, развитие речевых и вокальных навыков,
эстетических норм в создании сценического воплощения музыкального образа и др.)
Актуальность программы
Эстетическое развитие личности, как никогда, в настоящее время приобрело
огромное значение, наряду с привитием основ здорового образа жизни. Также невозможно
переоценить значение воздействия вокально-хорового искусства на общее развитие
ребенка, на формирование его личности, эстетики вкуса, гражданственности и
патриотических чувств на основе вековых традиций и художественных ценностей.
Эмоции вовлеченного в певческий процесс ребенка, помогают развить творческие
способности, а коллективное творчество позволяет сформировать такие личностные
качества, как: самостоятельность, организованность, коммуникативность, способность
планировать и контролировать свою деятельность.
Данная программа позволит каждому участнику вокального ансамбля развить
коммуникативные способности, проявить свои творческие возможности и
самореализоваться в рамках общеобразовательной школы.
Программа педагогически целесообразна, так как деятельность творческой
структуры «Вокальный ансамбль» в образовательном пространстве школы становится
неотъемлемым
дополнительным
компонентом,
способствующим
на основе
соответствующего возрасту мальчиков репертуаре формированию гражданственности,
воспитанию патриотизма, чувства ответственности, духовному развитию личности.
Отличительные особенности данной программы в том, что она разработана и
ориентирована на мальчиков, подростков и юношей, многие из которых обладают
разными стартовыми способностями, но имеют большое стремление научиться красиво и
грамотно петь. В данных условиях программа - это механизм, который определяет
содержание и методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и
ансамблевых навыков.
Уровень программы «стартовый», предполагает использование и реализацию
универсальных форм подачи материала минимальной сложности, доступного детям
разного возраста, для изучения вокально-певческих основ и понимания сложного процесса
звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса.
Адресат программы – мальчики и юноши в возрасте 6 - 18 лет, наполняемость группы
от 12 до 25 человек. Комплектование групп идет с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей.
У детей 7-9 лет формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно
развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые
можно побуждать ребенка слушать, запоминать, анализировать. Учитывая, что
возможности мальчиков, сознательно управлять своим вниманием, весьма ограничены,
сосредоточенность на деятельность и её продолжительность зависит от её
привлекательности для них. Для концентрации внимания рекомендуется чередовать самые
различные методические приемы, активно применять игровые моменты, все занятия
строить по нарастающей линии – от простого к сложному. Важным условием для успешной
работы является индивидуальная работа.
Музыкально-художественная деятельность детей 10-13 лет характеризуется большей
самостоятельностью и более развитыми эмоционально-выразительными и техническими
умениями; продолжается воспитание культуры внимания, развитие мотивации и
формирование ответственности. Подростки и юноши в мутационный период голоса
требуют внимательной работы и особого подхода в вокально-интонационной работе.
В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала,
с учетом современных подходов в педагогике и требований ФГОС с опорой на
нравственное, трудовое, эстетическое и патриотическое воспитание и с учетом интересов и
возможностей обучающихся, их возрастные и психофизиологических особенности.
Программа педагогически целесообразна, так как творческая деятельность, являющаяся
важной составляющей результативности освоения этапов программы, становится
неотъемлемым
дополнительным
компонентом,
способствующим,
на
основе
соответствующего возрасту мальчиков репертуаре, формированию гражданственности,
воспитанию патриотизма, чувства ответственности, духовному развитию личности.
Данная программа позволит каждому участнику вокального ансамбля развить
коммуникативные способности, проявить свои творческие возможности и
самореализоваться.
Вокально-хоровое развитие и воспитание детей происходит в основном в процессе
работы над музыкальными произведениями. Поэтому важное значение имеет репертуар,
который формируется так, чтобы способствовать не только развитию и укреплению
голосов, а также для развития нравственных качеств личности.
Добровольность посещения занятий является важной предпосылкой
самореализации личности ребенка.
Условия, обеспечивающие успешное обучение:
1.Младших школьников отличает чуткость к образно-эмоциональному началу,
живая реакция на восприятие музыкальных образов. Поэтому, музыкальный материал,
предполагающий вовлечение ребенка в творческое участие, желательно преподносить,
сочетая игровой момент с познавательным.
2. Наличие у ребенка элементарных музыкальных способностей: слуха, ритма,
памяти и т. д., эмоциональной и психической устойчивости к обучению, хороших
физических данных, успешнее поможет ему раскрыть свою индивидуальность
3. Одним из важных условий обучения является вовлечение родителей в учебный
процесс, так как это повышает качество обучения ребенка. Совместное посещение
концертов, присутствие, а также активное участие родителей на всех собраниях,
тематических мероприятиях, ускоряет процесс обучения.
Режим занятий.
Обучающиеся занимаются 3 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность учебного часа занятия составляет 40-45 минут и перерывом
между занятиями.
Объем общеразвивающей программы – Тематический план рассчитан на 216 часов
и должен быть освоен в течение учебного года.
Срок освоения общеразвивающей программы – Программа рассчитана на один год
обучения.
Уровень программы «стартовый», предполагает использование и реализацию
универсальных форм подачи материала минимальной сложности, доступного детям
разного возраста, для изучения вокально-певческих основ и понимания сложного процесса
звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса.
Форма обучения - индивидуально-групповая.
Виды занятий – беседа, рассказ, репетиция, состоящая из распевания и работы над
произведением, практическое занятие, включающее упражнения - вокальноинтонационные, дикционные, метро-ритмические и т.д., показ-иллюстрация
музыкального материала.
Формы подведения результатов – родительское собрание, открытое занятие,
творческий отчет, концертное выступление, фестиваль и т.д.
Цели и задачи программы
Цель: Развить певческие навыки и творческие возможности ребенка, сформировать
у детей эстетический вкус и приобщить их к вокально-хоровой культуре, средствами
музыкального песенного жанра воспитать патриотические чувства гражданственности,
любви к Родине.
Задачи:
Обучающие:
•
Способствовать овладению элементарными основами вокала;
•
Обучить детей навыкам интонирования, певческому дыханию,
исполнительским штрихам и динамическим градациям;
•
Познакомить с музыкой различных жанров, стилей, эпох;
•
Научить творчески, эмоционально исполнять произведения репертуара;
•
Изучить элементарные основы музыкальной теории, ознакомить с
музыкальной терминологией;
Развивающие:
•
Развить внимание, память, дикцию и творческое мышление;
•
Развить базовые музыкальные способности ребенка (память, слух, чувство
ритма).
•
Развить творческие возможности ребенка;
•
Развить художественный вкус и музыкальный кругозор.
Воспитательные:
•
Сформировать устойчивый интерес и любовь к музыке, потребность в
активном общении с музыкальным искусством;
•
Привить усидчивость и трудолюбие;
•
Воспитать собранность и дисциплину, чувство товарищества и личной
ответственности;
•
Воспитать эмоциональную отзывчивость, музыкально-эстетический вкус.
Содержание общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль»
Учебный (тематический) план
№
п/п
Темы
Всего
часов
Формы
контроля
В том числе
1
Комплектование групп
2
Теория
-
2
3
Вводное занятие
Знакомство с голосовым
аппаратом.
2
10
2
4
6
4
Развитие певческого
голоса. Формирование
вокальных навыков
Звукообразование в
пении
Певческое дыхание
Дикция
20
5
15
15
5
10
15
15
5
5
10
10
Развитие
метроритмических навыков
Формирование
сценических навыков
20
5
15
16
6
10
10
Работа над музыкальным
произведением
(интонационная работа)
50
10
40
11
Работа
над
эмоциональным
характером
произведения
Знакомство
с
музыкальными жанрами
Знакомство
с
музыкальной
терминологией
Итоговое занятие
15
5
10
13
3
10
опрос
10
4
6
опрос
6
2
4
Концертные
выступления
7
-
7
Открытый
урок, опрос,
прослушивание
Анализ
результатов
детей участников
мероприятий
216
61
155
5
6
7
8
9
12
13
14
15
Итого
Практика
2
Опрос,
наблюдение
Беседа
опрос
опрос,
творческая
работа
опрос
наблюдение
Наблюдение,
творческая
работа
Творческая
работа, опрос
Наблюдение,
творческая
работа
Прослушивани
е на
репетициях,
творческая
работа
Наблюдение,
творческая
работа
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Комплектование групп.
Практика: Прослушивание. Распределение учащихся по возрасту и первоначальным
данным (интонирование, слух, ритм)
2. Вводное занятие. Знакомство с учащимися.
Теория: Санитарно-гигиенические требования и техника безопасности. План работы и
введение в образовательную программу. Ознакомление с расписанием и правилами
поведения на занятиях. Форма одежды и внешний вид.
3. Знакомство с голосовым аппаратом.
Теория: Понятие «голосовой аппарат», его строение. Гортань, голосовые связки, носовая
полость.
Практика: Воспроизведение звуков. Упражнения. Распевки.
4. Формирование вокальных навыков. Развитие певческого голоса. Теория: Понятие
о «правильности» воспроизведения звуков. Экскурс в историю музыки и вокального
искусства.
Практика: Выявление музыкальных способностей у учащихся. Вокально-интонационные
упражнения. Индивидуальное прослушивание.
5. Звукообразование.
Теория: Принципы звукообразования. Резонаторы. Тембровые особенности.
Практика: Практические занятия по правильному воспроизведению певческого голоса.
Распевки. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение
по фразам.
6. Певческое дыхание.
Теория: Понятие о правильном певческом дыхании.
Практика: Практические упражнения. Дыхательная гимнастика. Упражнения на
регулирование выдоха во время пения.
7. Дикция.
Теория: Особенности строения артикуляционного аппарата. Различие между певческим
голосом и речью. Кантилена.
Практика: Учебно-тренировочный материал. Скороговорки и стихи. Упражнения на
правильное формирование гласных и согласных звуков.
8. Развитие метро-ритмических навыков.
Теория: Ритм. Метрическая пульсация, длительности. Ритмослоги.
Практика: Ритмические действия и упражнения. Игры, четверостишья. Упражнения на
ударных инструментах.
9. Формирование сценических навыков.
Теория: Основы сценического поведения. Основные понятия.
Практика: Уроки сценического движения. Выход на сцену и уход с неё. Соло и работа с
микрофоном. Упражнения на раскрепощение и избавление от мышечного зажима.
10. Работа над музыкальным произведением (интонационная работа).
Теория: Музыкально-теоретический анализ произведения. Средства раскрытия
художественного образа. Подготовка к концертному исполнению.
Практика: Работа над произведением. Репетиционный процесс. Характер песни. Работа
над чистотой интонирования мелодии. Упражнения для развития музыкального слуха,
голоса, дыхания, звукообразования, диапазона.
Вокальные упражнения для правильного формирования звука.
11. Работа над эмоциональным характером произведения.
Теория: Понятие «настроение» и «характер» песни.
Практика: Показ в сравнении исполнительских вариантов. Работа над выразительностью
исполнения.
12. Знакомство с музыкальными жанрами.
Теория: Совокупность средств музыкальной выразительности и типы произведений.
Жанры в вокальной и инструментальной музыке.
Практика: Знакомство с жанрами через творчество русских, советских, зарубежных,
современных композиторов и исполнителей.
13. Знакомство с музыкальной терминологией.
Теория: Обозначения темпа, характера музыки, динамики, исполнительских штрихов и
другие элементарные обозначения и термины.
Практика: Знакомство с музыкальными энциклопедиями и словарями. Устный и
письменный опрос.
14. Итоговое занятие.
Теория: Обобщение, повторение, подведение итогов.
Практика: Открытое занятие для родителей.
15. Концертные выступления.
Практика: Участие в тематических мероприятиях. Удачное, яркое, эмоционально
наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над
произведением.
Планируемый результат
По окончании обучения по программе обучающиеся достигнут следующих результатов:
Личностные:
•
разовьют коммуникативные способности;
•
будут обладать нравственными качествами, разовьют и сформируют
активную жизненную позицию;
•
будут владеть навыками трудолюбия, собранности, дисциплинированности,
товарищества и личной ответственности;
•
смогут расширить представления о развитии музыкального искусства, о
стилях, жанрах и т.д.;
•
получат навыки эмоциональной отзывчивости, разовьют музыкальноэстетический вкус.
Метапредметные:
•
будут иметь развитое внимание, память, дикцию и творческое мышление;
•
будут иметь развитый художественный вкус и расширенный музыкальный
кругозор;
•
будут уметь воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни;
•
будут обладать качествами уважения к национальному искусству и
бережному сохранению традиций своей страны.
Предметные:
•
смогут владеть навыками интонирования, элементарными основами вокала
и певческим дыханием, а также навыками полифонического исполнения;
•
смогут владеть понятиями исполнительские штрихи и динамические
оттенки;
•
будут иметь представление о различных музыкальных вокальных жанрах и
стилях;
•
смогут выразительно исполнять произведения песенного репертуара;
•
будут владеть элементарными основами музыкальной теории и
терминологией.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Материально-технические обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетициального зала (сцена).
3. Фортепиано, синтезатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового
материала).
9. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
11. Записи выступлений, концертов.
Методическое обеспечение
Учебно-методические пособия, сборники музыкально-нотного материала, тексты
песен, звуко- и видеоматериалы для иллюстрации музыкальной тематики.
1. «Детский альбом» переложение для детского хора А.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Кожевникова.
Москва 2004 год.
Детская хоровая музыка Ю. Тугаринов. Москва 2009 год.
«Матушка Мария» В. Беляев. Красногорск 2009 год.
Западная классика. Москва 2003 год.
«На Светлой седмицэ» М. Малевич. Санкт-Петербург 2006 год
Обработки народных песен А. Логинов. Санкт-Петербург 2009 год.
Поет детский хор «Преображение». Москва 2001 год.
Произведения для детского хора Ю. Тугаринов. Москва 2009 год.
Русская духовная музыка в репертуаре детского хора. Москва 2001 год
Сочинения для детского хора и фортепиано «Кто веселыйпревеселый?» А. Ларин. Москва 2009 год.
Хоровые произведения для детского и женского хоров на стихи А. Пушкина,
К. Бальмонта, К. Романова «Под сенью дружных муз…»
В.Фадеев.
Санкт-Петербург 1999 год.
Инструменты и приспособления
- клавишный инструмент (электропиано, пианино);
- музыкальный центр.
Информационное обеспечение
Интернет-ресурсы:
www.ateusclub.ru
www.akkords.net
www.pesnibardov.ru
Кадровое обеспечение педагог дополнительного образования, имеющий высшее
профессиональное образование, первую квалификационную категорию и выше,
владеющий музыкальным инструментом. Предполагается возможное наличие
концертмейстера.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Оценка в рамках реализации программы носит мотивационно - стимулирующий характер.
Оценке и контролю результатов обучения подлежат:
− формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
− развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, певческого голоса;
− усвоение знаний об искусстве вокала, его интонационно-образной природе, жанровом и
стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
− воспитание исполнительской культуры учащихся; музыкального вкуса; потребности в
самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоциональноценностного отношения к музыке.
Проверка осуществляется с помощью прослушивания. Для отслеживания результативности
обучения по данной программе используются следующие формы оценки качества знаний,
умений и навыков учащихся:
- исполнение творческих музыкальных заданий;
- выступления и концертная деятельность.
Концертная деятельность является основным видом контроля и особым стимулом к
творчеству, что способствует усвоению детьми музыкально-песенного материала,
воспитывает и развивает навыки творческой индивидуальной работы, формирует живой
интерес и тягу к музыкальному искусству.
Формой текущего контроля и выявления результатов является опрос,
прослушивание на репетициях, анализ и оценка творческого развития ребенка проводится
на финальном этапе изучения музыкального произведения. Результаты фиксируются в
дневниках педагогических наблюдений. Своеобразной формой итогового контроля
является участие в открытых родительских собраниях и тематических встречах,
концертные выступления и участие в фестивалях.
Основополагающими критериями эффективности реализации программы являются:
уровень не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов
освоения программы;
динамика развития обучающихся, прослеживаемая через мониторинг.
Список использованной литературы
1.
Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса.
— М., 2007.
2.
Виноградов Л.В. Элементарное музицирование. – М,2001.
3.
Вопросы вокальной педагогики. — М., 1997
4.
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства/ Н.Б.
Гонтаренко.– Изд.3.– /Д: Феникс, 2007
5.
Емельянов В.В. Развивающие голосовые игры. Методическая разработка/–
Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета/ -2004.
6.
Емельянов В.В. Развитие показателей академического певческого
голосообразования. Методическая разработка/ В. В. Емельянов. - Тюмень: Издательство
Тюменского государственного университета. –2003.
7.
Емельянов В.В. Формирование и коррекция регулировочного образа голоса.
Методическая разработка/ В. В. Емельянов. - Тюмень: Издательство Тюменского
государственного университета. –2004.
8.
Исаева И. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных
способностей/ И. Исаева. - М.: «Книжкин Дом»/-2006.
9.
Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. — М., 1998.
10.
Риггс С. Как стать звездой. Аудиошкола для вокалистов. – М.,2000.
11.
Романова Л.В. Школа эстрадного вокала. –2007
12.
Севастьянов А. И. 132 упражнения для учителя по развитию голоса и вокала.
– 2002. – 77 с.
13.
Стрельникова А.Н. Лечебное дыхание. — М., 2008.
14.
Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром.
– С.П., 1997.
15.
Тагильцева Н.Г. Эстетическое восприятие музыкального искусства и
самосознание ребенка: Монография/ Н. Г. Тагильцева. – Екатеринбург. –2008.
16.
Ховард Э. Техника пения. Вокал для всех/ Э. Ховард, О. Ховард – М.: Смолин
К.О., 2007. 62с.
Интернет ресурсы:
1.
http://www.mp3sort.biz/
2.
http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3.
http://forums.minus-fanera.com/index.php
4.
http://alekseev.numi.ru/
5.
http://talismanst.narod.ru/
6.
http://www.rodniki-studio.ru/
7.
http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8.
http://www.lastbell.ru/pesni.html
9.
http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
15.
http://www.emelyanov-fmrg.ru/