Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Направленность программы
Программа ансамбль танца «Цветы Урала» занимает прочное место в системе
художественного воспитания детей.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид образования –
дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей
детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного
времени.
При создании программы руководствовались следующими нормативно-правовыми
документами, регламентирующими деятельность дополнительного образования в МАОУ
СОШ№10 с углубленным изучением отдельных предметов:
Федеральные
1. Конституция РФ
2. Трудовой кодекс РФ
3. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
4. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» от 24.06.1999 г «120-ФЗ
5. ФЗ от 22.08.2004 г №122-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений»
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (с изменениями).
7. Положение о лицензировании образовательной деятельности (в ред. Постановления
Правительства РФ от 19.07.2012 №731, от 24.09.2012№957)
8. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от
29.08.2013№1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам)
9. СанПиН 2.4.4 1251-03 (утвержденные Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 29.12.2010№189 г. Москва «Об утверждении СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Локальные
10. Устав МАОУ СОШ№10
11. План внеурочной деятельности
В основу составления программы дополнительного образования художественной
направленности ансамбль танца «Цветы Урала» были использованы:
типовая программа Министерства просвещения СССР для внешкольных учреждений по
хореографии; авторская программа Бриске И.Э.«Программа обучения одаренных детей 914 лет». - ЧГАКИ, Челябинск, 2000; программа по классическому танцу «Классический
танец. Упражнения у станка (1-й год обучения) для культурно-просветительных училищ».
– М., 1987, рекомендованная министерством культуры РСФСР; учебная программа по
дисциплине "Спортивный танец" составленная в соответствии с требованиями
государственного образовательного стандарта России, предназначенная для студентов
специальности "Культурология" специализации 020611 "Менеджмент культуры
(руководитель танцевального коллектива)"; учебное пособие Ивлевой Л.Д. «Джазовый
танец» (основы джазового танца); учебные пособия Гусева С., Гусевой Ю.; учебное пособие
«Основы классического танца» А. Я Вагановой; опыт работы по современной хореографии
педагогов дополнительного образования.
Актуальность. В условиях глубокого социального, экономического и культурного
кризиса система дополнительного образования детей продолжает развиваться, постоянно
выдвигая новые идеи, инновации, технологии. При этом дополнительное образование
претерпевает важные изменения. Оно все больше становится процессом, направленным на
овладение социальным опытом, пробуждающим становление личности, характера, духа,
мировоззрения, фактором социально-педагогической защиты, обеспечивающим его
адаптивность и способность к самореализации, важным компонентом развития духовной
культуры личности ребенка. В этой связи совершенно очевидна необходимость обращения
дополнительного образования детей к искусству как одному из важнейших средств
раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его развития. «…Ребенок
познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на
события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу»
(Сухомлинский В.А.).
Среди множества форм художественно-эстетического воспитания подрастающего
поколения особое место занимает хореография. В последние годы – современная
хореография.
Занятие современным танцем привлекает своей многогранностью. Этот вид
хореографического искусства позволяет научиться танцевать в различных стилях, овладеть
техникой исполнения самых модных и популярных танцевальных направлений.
В настоящее время изучение искусства современного танца особенно актуально, т.к.
искрометный динамизм потока информации накладывает отпечаток на сознание человека,
его эмоциональную сферу, а «… любая человеческая эмоция должна получать адекватное
значение в движении» (Ф. Дельсарт). Обеспечение эмоционального благополучия и
благоприятного психологического климата в коллективе детей и подростков
рассматривается в дополнительном образовании как условие гуманизации педагогического
процесса и полноценного развития личности ребенка.
Отличительные особенности программы «Цветы Урала» от уже существующих
программ данного направления состоят в следующем: обучение основывается не на
канонах классической хореографии, а на основе специально разработанных
методов: "музыкального движения", основанного на развитии природного музыкальнодвигательного рефлекса и "гармоничной пластики", основанный на принципах
дыхательности и целостности движения. Стиль движения не определяется выворотностью
и физическими данными, а является проявлением естественных законов движения
человеческого тела.
“Музыкальное движение” - метод, выходящий за рамки узкой задачи обучения танцу метод целостного музыкально-эстетического воспитания личности, метод художественнотворческой работы. Этот метод создали последовательницы Айседоры Дункан,
организаторы Государственной студии музыкального движения “Гептахор” Стефанида
Руднева и Эмма Фиш. Студия существовала в нашей стране с 1918 по 1934 год.
По их мнению: "…музыка в процессе работы не фон, на котором развертывается
пластическая композиция, она не сопровождение, дополняющее воспринимающему
осознание художественно-пластической данности. Музыка…-источник работы,
первопричина. Из нее вытекает композиция, и поэтому и воспринимать ее следует слитно с
музыкой, как одно целое, как бы некий музыкально-двигательный ансамбль."
“Гармоничная пластика” - авторская программа развития пластичности тела на основе
единства дыхания, движения, воображения. Составитель Т.С. Преображенская-Николаенко
- режиссер и хореограф, исследователь пластических культур Запада и Востока,
преподаватель
авторского
курса
пластического
модерн-танца
Института
Усовершенствования Министерства Культуры Ленинградской области. Публикации:
Журнал “Танец”. №1. 1997; “Натали”. №№ 2, 4, 6, 9, 12. 1997.
Позиционирование танца как физически здорового и интеллектуально обогащающего
занятия (подобная трактовка была предложена Айседоры Дункан) позволяет подходить к
системе обучения как природосообразному, гармоничному процессу развития детей.
Широко применяются инновационные технологии: здоровье сберегающие, технологии
творческой деятельности, дифференцированного подхода, личностного ориентирования.
Ведение занятий без остановки (нон-стоп) позволяет быстро и эффективно разучивать
новые танцевальные стили, более активно и легко учат ребенка двигаться (помогает
«растанцовывать» скованных учащихся).
Адресат 8 – 15 лет. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной
образовательной программы «Цветы Урала» художественной направленности от 8 до 15
лет, что связано с многоступенчатостью программы. Формируются группы для детей
младшего (8 – 11 лет), среднего (12-15 лет) и старшего подросткового возраста (16-17 лет).
Данный возраст сензитивен с точки зрения формирования крупной моторики, умения
координировать свои движения под музыку. В памяти фиксируются яркие эмоциональные
моменты. Механическая память носит краткосрочный характер, внимание рассеянное.
Поэтому на занятиях рекомендуется частая смена видов деятельности, использование
игровой формы работы. Взрослея, у детей появляется ярко выраженное понятие «я сам»,
подражание взрослому, увеличивается объем памяти, улучшается координация и
способность восприятия информации. У педагога появляется возможность плавно
переводить игровую часть занятия в форму занятия - тренировки.
Младший школьный возраст Отличается большой жизнерадостностью, внутренней
уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности.
Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят.
Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее
значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и
сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно
выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает.
Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями,
ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а
успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы
"вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу,
ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно
меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры,
содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально
окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство
вожатого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них.
Доброжелательное отношение и участие взрослого вносят оживление в любую
деятельность ребят, и вызывает их активность.
Средний школьный возраст
Переходный период от детства к взрослости. Он характеризуется перестройкой организма,
самосознания, интересов. В среднем школьном возрасте закладываются основы моральных
и социальных установок личности. Для успешного учения требуются перестройка
познавательной деятельности, новые способы усвоения знаний, самостоятельность.
Проявляется склонность аргументировать суждения, делать выводы.
Для детей среднего возраста характерно словесно – логическое мышление. Ведущей
деятельностью этого возраста является общение со сверстниками, с педагогом, родителями
на основе определенных морально-этических норм, нравственных установок, формируется
представление о собственной личности, создаются предпосылки для постановки новых
задач, мотивации к дальнейшей собственной.
В области развития художественных способностей, воображения воспитанники переходят
к созданию предварительных замыслов своих произведений (этюдов, импровизаций).
Поэтому педагогу крайне важно регулировать индивидуальные особенности каждого
ребенка, поддерживать любые их начинания, вовлекать в совместную коллективную
деятельность (концерты, праздники, посиделки), направлять полученные знания, умения и
навыки на решение познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных
задач, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни.
Старший школьный возраст
Завершающий период школьной жизни учащихся. Перед ними встает проблема выбора
пути в жизни, выбора профессии, происходит бурное развитие самосознания, углубленный
самоанализ, самоконтроля деятельности, самооценка качеств и способностей. У детей этого
возраста развита монологическая речь, способность вести дискуссию, отстаивать свою
точку зрения. Интересы подростка могут иметь профориентационную направленность.
Поэтому в программе уделяется внимание активному участию воспитанников в
самореализации идей, умений навыков на различных уровнях: среди сверстников, в
школьной аудитории, среди педагогов и специалистов. Важную роль, в этой связи, имеет
мотивационный компонент программы или создание условий для развития воспитанников:
стремления к самоуправлению, к овладению навыков субъект – субъектного общения,
желания принимать участие в реализации программы.
Режим занятий
Одним из главных условий поступления ребенка в объединение «Школа современного
танца» является наличие справки от терапевта о состоянии здоровья поступающего.
Набор детей в группы I ступени проводится на основе собеседования, тестирования,
проверки элементарных музыкально-ритмических навыков.
Набор детей в группы II и III ступеней - на основе переводных зачетных требований к
воспитанникам групп I ступени, диагностики сформированности специальных знаний,
умений и навыков, анкетирования детей по мотивации и ценностным ориентациям.
В целях рациональной организации образовательного процесса режим занятий
предполагает:
- первый год обучения и второй год: 2 раза в неделю по 2 часа, недельная нагрузка 4 часа,
годовая – 144;
- третий и последующие года обучения: 3 раза в неделю по 2 часа, недельная нагрузка – 6
часов, годовая 216;
В летний период для одаренных детей организуется профильная смена, рассчитанная на 13
недель (первый год обучения 52 часа, второй год обучения 78 часов, третий год обучения
117 часов). Профильная смена проводится на базе творческого лагеря в г. Сочи. Дети кроме
занятий имеют возможность отдохнуть и укрепить здоровье, принять участие во
Всероссийском конкурсе «Дерзайте, Вы талантливы!», посетить достопримечательности
черноморского побережья. Также профильная смена может быть организована на базе
городских и загородных оздоровительных лагерей.
Кроме того, программа предусматривает индивидуальную работу с одаренными детьми.
Работа с одаренными детьми
Программа «Школа современного танца» предусматривает индивидуальные часы для
работы с одаренными детьми.
Основная цель: создание условий для обеспечения духовного роста и социальнопедагогической поддержки одаренных детей средствами современной хореографии.
Для этого необходимо решение следующих задач:
- обеспечение системной работы по развитию танцевальных способностей детей (план
работы);
- наличие индивидуального образовательного маршрута (прогнозирование развития
ребенка);
- углубленная разработка содержания деятельности по освоению танцевальной техники
одаренного ребенка (репертуар, формы, методы);
- подготовка солистов из числа участников коллектива (в сольной проходке, в сольном
отрывке номера, в самостоятельном сольном номере);
- побуждение воспитанника к активной творческой самореализации и проявлению себя как
личности (самостоятельное проведение разминки с воспитанниками коллектива,
привлечение к организационной работе).
На индивидуальную работу отводится 2-3 часа в неделю; в год – 100-150 часов. В целом, с
учетом групповых часов, нагрузка на воспитанника не превышает 9 часов в неделю (6
групповых и 2-3 индивидуальных часа).
Содержание индивидуальных занятий составляет материал учебно-тематического плана
(отработка композиций, фигур, элементов танцев). Он может варьироваться педагогом в
зависимости от количества упражнений и времени на учебно-тренировочную работу, от
темы, задач группового занятия, педагогических ситуаций, а также дополняться и
усложняться по содержанию, формам и методам.
Объем 288 часов – (1-2 годы обучения), 144 часа в год, 9 месяцев, 36 недель, 4 часа в
неделю; 432 часа – 3-4 год обучения) 216 часов в год, 9 месяцев, 36 недель, 6 часов в неделю.
Итого 9полный курс обучения) 720 часов.
Срок освоения программы рассчитан на 4 года обучения.
Уровневость обучения. Структура программы предполагает постепенное (спиральное)
расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся,
более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по ступеням
обучения с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
I ступень - общекультурный уровень освоения материала (1-2 годы обучения);
II ступень - углубленный уровень освоения материала (3-4 годы обучения);
I ступень предполагает удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение
информированности в области хореографии, обогащение навыков общения и умений
совместной деятельности в освоении программы.
Учитываются индивидуальные возможности детского коллектива, его отдельных
исполнителей.
II ступень предполагает развитие компетентности в области хореографии,
сформированность навыков на уровне практического применения.
Необходимость создания двухступенчатой программы в учреждении продиктована:
- во-первых, социальным заказом общества на выявление детей, имеющих потенциальные
хореографические способности;
- во-вторых, в углубленном изучении основ современного танца с устойчивой ступенчатой
системой обучения;
- в-третьих, в воспитании национального самосознания детей и подростков (получении
сведений о танцах разных народов, различных эпох и стилей хореографии);
- в-четвертых, в укреплении и сохранении здоровья подрастающего поколения;
- в-пятых, в создании системы внешних связей учреждения дополнительного образования
с социальными партнерами, учреждениями культуры, специальными учебными
заведениями для формирования условий обучения и развития наиболее способных и
одаренных детей;
- в-шестых, в социализации детей, определении ими своего места в жизни.
Формы обучения занятий являются:
- групповые учебно-практические и теоретические занятия. Они используются с
начинающими, при решении задач физической подготовки, изучении фигур, элементов
современного танца, танцевальных композиций. Педагог проводит занятие одновременно
со всей группой, давая общие задания для всех обучающихся;
- индивидуальная форма и мелкогрупповая работа используется в тех случаях, когда
воспитанники отстают в физической и технической подготовке. Педагог определяет слабые
места и дает им индивидуальные задания, которые выполняются во время занятия;
- работа по индивидуальным планам (работа по индивидуальным образовательным
маршрутам обязательна на этапе совершенствования танцевальных способностей
одаренных детей).
Виды занятий Показ движений педагогом, объяснение, повторение, видео-просмотр,
беседа, инструктирование. Практические занятия; открытые занятия.
Формы подведения результатов
•
•
•
•
•
•
конкурсы;
фестивали;
смотры художественной самодеятельности;
открытые занятия (в том числе для родителей);
зачетные занятия;
отчетный концерт.
Цель программы: формирование социально-активной личности средствами современной
хореографии.
Задачи:
Обучающие Изучать направления современной хореографии.
знакомство с современными стилями, освоение элементы новой танцевальной
техники и современной пластики;
введение современного инструментального (вокального) музыкального
сопровождения;
изучение танцевального репертуара, основанного на элементах современной
пластики
освоение танцевального репертуара;
Развивающие Развивать хореографические умения, умения слушать и слышать
музыку и интерпретировать ее содержание в движении, способность
художественно-образного восприятия искусства хореографии и возможности
творческого мышления;
Обеспечить условия для самореализации воспитанников через формирование
навыков публичных выступлений.
Совершенствование знаний и умений по основным разделам образовательной
программы; воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации;
продолжение работы по развитию актерского мастерства; совершенствование
исполнительского мастерства;
расширение поля самореализации воспитанников;
Воспитывающие
Воспитывать
активность,
целеустремленность,
дисциплинированность, трудолюбие и уверенность в себе, культуру и эстетику
движения, культуру отношения к своему здоровью, эмпатию, толерантность и
патриотизм.
формирование волевых качеств, самодисциплины.
формирование гармоничных взаимоотношений с окружающим миром, природой,
самим собой.
Содержание общеразвивающей программы ансамбль танца «Цветы Урала»
Учебно-тематический план (8-9 лет)
№
Название темы,
раздела
1
Музыкальноритмическое
воспитание
Освоение элементов
классического танца.
Освоение
элементов народного
танца
Освоение
танцевальных этюдов,
фигур
Освоение репертуара:
- постановочна работа
- репетиционная
работа
Участие в концертах,
конкурсах, фестивалях
Современная пластика
16
5
11
16
5
11
16
5
11
16
5
11
Практическое
занятие
16
5
11
презентация
16
5
11
16
5
11
Концерт,
конкурс
Практическое
занятие
Воспитательная работа
Занятия в рамках
организации
профильной смены
16
16
5
5
11
11
144
45
99
2
3
4
5
6
7
8
9
Количество часов
Всего
теория
практика
Формы
аттестации/
контроля
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения
Раздел 1. Музыкально – ритмическое воспитание.
Теория: понятие «вальс», размер 3\4; чередование долей («сильная», «относительно
сильная», «слабая»); «динамические оттенки», объяснение схемы «переходного вальса»,
«вальсовой дорожки».
Практика: освоение «переходного вальса», «вальсовой дорожки»; отработка основных
танцевальных шагов (боковой шаг галопа, боковой шаг в повороте, шаг польки); прыжки
по VI позиции ног с продвижением вперед-назад; выполнение движений с различной
амплитудой, разной силы мышечного напряжения.
Раздел 2. Освоение элементов классического танца.
Теория: закрепление терминологии классического танца («плие» I и IIпозиции ног,
«батман тандю», «пор де бра»); позиции ног (II, IV, V);
Практика: освоение классического экзерсиса (у станка): боковая позиция к станку («плие»
по I позиции ног, «батман тандю» из I и III позиции ног, «релеве» (I и II позиция), «пор де
бра», «крестом»).
Раздел 3. Освоение элементов народного танца.
Теория: объяснение понятий: «переменный шаг», «ковырялочка» в повороте на 180 и 360
градусов с притопом, «моталочка» с продвижением из стороны в сторону, присядка «мяч»
по VI и I позиции ног; положение рук (за юбку, на пояс, под рукой), «поясной поклон»
Практика: освоение упражнений: «переменный шаг», «ковырялочка» в повороте на 180 и
360 градусов с притопом, «моталочка» с продвижением из стороны в сторону, присядка
«мяч» по VI и I позиции ног; положение рук (за юбку, на пояс, под рукой); закрепление
основных шагов, поясного поклона.
Раздел 4. Освоение танцевальных этюдов и фигур, игр-танцев.
Теория: понятие «художественный образ», «воображение»; понятие «шеренга»,
«диагональ», «концентрический круг», подготовка к выполнению упражнений по
«диагонали»; объяснение рисунков и фигур «змейки», «звездочки», «концентрический
круг», несколько кругов, расширение и сужение кругов, размещение лицом по ЛТ, против
ЛТ.
Практика: пластические этюды с воображаемыми предметами (надувание шарика,
выдувание одуванчика); сценки подражания повадкам животных (этюды «кошка, «петух»,
«лягушка»); выполнение этюдов на воображаемое состояние погоды («Снежный хоровод»,
«Осенний листопад») под музыкальное сопровождение; отработка рисунков и упражнений
«змейка», «звездочка», «концентрический круг», несколько кругов, расширение и сужение
кругов.
Раздел 5. Освоение репертуара.
Теория: роль музыкального сопровождения (фонограммы, «живого звука»), реквизита в
раскрытии художественного образа танца; последовательность движений и их логическая
взаимосвязь; видео просмотр.
Практика: постановка и отработка танцевальных номеров «Лето», «Детство»,
«Российскому футболу посвящается» «Школьный рок-н-ролл»; репетиция; прогон
концертных номеров перед выступлением; подбор и примерка сценических костюмов.
Раздел 6. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Воспитанники коллектива являются постоянными участниками районных, городских
мероприятий. Во время выступлений и подготовки к ним дети учатся сценической
культуре:
- правилам поведения на сцене, во время танца, репетиции;
- культуре одежды, прически на сцене;
- умению соотносить свои действия с действиями товарищей по танцу;
- умению держаться в обществе.
Детям дается понятие, что танец - это коллективный вид искусства, эффект которого
зависит от действий каждого исполнителя. Во время выступления у учащихся формируется
отношение к публичному выступлению. Это еще для них и способ самоутверждения.
«Чешская полька», «Вальс».
Раздел 7. Современная пластика.
Теория: танцевальное искусство в России XX века. Развитие танца-модерна; основные
составляющие джаз-танца; понятие «мышечное напряжение», «мышечное расслабление»,
«изолированные движения», «координация движений», «комбинация».
Практика: запоминание ощущений через простейшие упражнения на мышцы шеи, плеч,
живота, рук, ног; освоение позы «коллапса» (все тело напряженно устремлено вверх, затем
расслабить одновременно мышцы ног, рук, плечи и голова немного наклонены вперед);
освоение изолированных движений (головы, плеч, бедер, корпуса); «полуприседание»,
«разминка», «пружинка», «твист», «лягушонок».
Раздел 8. Воспитательная работа.
Теория: правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения; цели
посещения мероприятий; презентация посещаемых учреждений; роль организационных
качеств воспитанников в подготовке и проведении мероприятий; понятия
«самовоспитание», «самостоятельность». Беседа «Мама каждому нужна».
Практика: воспитательная работа в кружке («День именинника», родительские собрания с
концертами), концерты в школе («День пожилого человека», «День матери», «День
Победы» - конкурс рисунков); в учреждении («День открытых дверей», «День пожилого
человека», «День матери», «Покров», «Масленица», «День инвалидов», отчетный концерт);
Всероссийский конкурс «Танцевальная капель», городской фестиваль «Души исполненный
полет», Всероссийский конкурс «Дерзайте, вы талантливы!».
9. раздел. Занятия в рамках организации профильной смены.
В ходе участия обучающего в профильной смене происходит закрепление материала,
освоенного ранее. Активная демонстрация приобретенных знаний на различном уровне, так
как прохождение профильной смены может происходить как в рамках организованных
конкурсов различных уровней, так и во время летней оздоровительной кампании (ГОЛ,
ЗОЛ). Обучающиеся могут выступать в роли постановщика, помощника руководителя.
Учебно-тематический план 2 года обучения (10-11 лет)
№
1
2
3
4
5
Название темы, раздела
Музыкально-ритмическое
воспитание
Освоение элементов
классического танца.
Освоение элементов народного
танца
Освоение танцевальных
этюдов, фигур
Освоение репертуара:
- постановочна работа
- репетиционная работа
Количество часов
всего
теория
19
6
19
6
19
6
25
6
19
Формы
практика аттестации/
контроля
13
Практическое
занятие
13
Практическое
занятие
13
Практическое
занятие
19
Практическое
занятие
презентация
13
6
6
Участие в концертах,
конкурсах, фестивалях
19
19
6
13
13
Концерт,
конкурс
7
8
9
10
Детские танцы (историкобытовые и бальные)
Современная пластика
Воспитательная работа
19
6
13
26
19
6
6
20
13
Занятия в рамках организации
профильной смены
19
6
13
216
60
156
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения
Раздел 1 Музыкально – ритмическое воспитание.
Теория: понятие «быстрый вальс», «медленный» размер 6\8; «крещендо», «диминуэндо»,
точки танцевального класса.
Практика: освоение «быстрого вальса», «медленного вальса»; отработка основных
танцевальных шагов; прыжки по I позиции.
Раздел 2. Освоение элементов классического танца.
Теория: закрепление терминологии классического танца («плие» I позиции ног, «батман
тандю», «пор де бра»); позиции ног (II, IV, V).
Практика: освоение классического экзерсиса (у станка): лицом к станку («плие» по I
позиции ног, «батман тандю» из I позиции ног, «релеве» (I и II позиция), I «пор де бра»).
Раздел 3. Освоение элементов народного танца.
Теория: объяснение понятий: «переменный шаг», «ковырялочка», «моталочка» с
продвижением из стороны в сторону, присядка «мяч» по Iпозиции ног; положение рук
русского народного танца, «поясной поклон».
Практика: освоение упражнений: «переменный шаг», «ковырялочка», «моталочка» с
продвижением из стороны в сторону, присядка «мяч» по I позиции ног; положение рук
русского народного танца; закрепление основных шагов, поясного поклона.
Раздел 4. Освоение танцевальных этюдов и фигур, игр-танцев.
Теория: понятие «актерское мастерство»; понятие «танцевальный рисунок»,
Практика: пластические этюды с предметами (юбки, платки, мячи); сценки-наблюдения
(этюды «грусть», «радость», «равнодушие).
Раздел 5. Освоение репертуара.
Теория: исполнение танцевального номера под «живое» звучание, взаимодействие танцора
и музыканта.
Практика: постановка и отработка танцевальных номеров «Розовая пантера», «Облака»,
«Crazy frog»; репетиция; прогон концертных номеров перед выступлением; подбор и
примерка сценических костюмов.
Раздел 6. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Воспитанники коллектива являются постоянными участниками районных, городских
мероприятий. Во время выступлений и подготовки к ним дети учатся сценической
культуре:
- правилам поведения на сцене, во время танца, репетиции;
- культуре одежды, прически на сцене;
- умению соотносить свои действия с действиями товарищей по танцу;
- умению держаться в обществе.
Раздел 7. Детские танцы (историко-бытовые и бальные).
Теория: закрепление знаний о европейской танцевальной культуре XIX-XX веков,
происхождение социальных танцев.
Практика: разучивание танцев: «Вальс», «Джайв», «Бачата».
Раздел 8. Современная пластика
Теория: танцевальное искусство в России XX века. Развитие танца-модерна; основные
составляющие джаз-модерн танца; понятие «танцевальное дыхание», понятие «уровень»,
«изоляция»
Практика: упражнения на изоляцию корпуса, рук, ног, шейного отдела; комбинации на
изоляцию нескольких частей тела, возможность смены уровня в танце.
Раздел 9. Воспитательная работа.
Теория: правила поведения в общественном транспорте, правила противопожарной
безопасности; понятия «владение чувствами»; упражнения на развитие умений владения
собственными чувствами и эмоциями, понятия «самовыражение», «самосознание».
Практика: воспитательная работа в кружке («День именинника», родительские собрания
с концертами), концерты в школе («День пожилого человека», «День матери», «День
Победы» - конкурс рисунков); в учреждении («День открытых дверей», «День пожилого
человека», «День матери», «Покров», «Масленица», «День инвалидов», отчетный концерт);
Всероссийский конкурс «Танцевальная капель», городской фестиваль «Души исполненный
полет», Всероссийский конкурс «Дерзайте, вы талантливы!»,
тренинг «Выражение чувств»; «Возможность негативного выражения эмоций».
10. раздел. Занятия в рамках организации профильной смены.
В ходе участия обучающего в профильной смене происходит закрепление материала,
освоенного ранее. Активная демонстрация приобретенных знаний на различном уровне, так
как прохождение профильной смены может происходить как в рамках организованных
конкурсов различных уровней, так и во время летней оздоровительной кампании (ГОЛ,
ЗОЛ). Обучающиеся выступают в роли постановщика, руководителя, становятся
соорганизаторами постановочного процесса.
Учебно-тематический план 3 года обучения (12-13 лет)
№
1
2
3
4
5
6
7
Название темы, раздела
Музыкально-ритмическое
воспитание
Освоение элементов
классического танца.
Освоение элементов народного
танца
Освоение танцевальных
этюдов, фигур
Освоение репертуара:
- постановочна работа
- репетиционная работа
Участие в концертах,
конкурсах, фестивалях
Детские танцы (историкобытовые и бальные)
Количество часов
всего
теория
19
6
19
6
19
6
25
6
19
19
19
6
6
19
6
Формы
практика аттестации/
контроля
13
Практическое
занятие
13
Практическое
занятие
13
Практическое
занятие
19
Практическое
занятие
презентация
13
13
13
Концерт,
конкурс
13
Практическое
занятие
8
9
Современная пластика
Воспитательная работа
26
19
6
6
20
13
10
Занятия в рамках организации
профильной смены
19
6
13
216
60
156
Практическое
занятие
Содержание учебно-тематического плана 3 года обучения
Раздел 1. Музыкально – ритмическое воспитание.
Теория: строение музыкальной речи», «затакт», «канон», позиции ног (I, II, III, V);
повторение размера 3\4.
Практика: выполнение движений в различных темпах (шага польки в продвижении;
боковой шаг галопа в паре; прыжки по VI позиции с поджатыми ногами и с разножкой,
разные виды бега); определение вместе с движением вступления, окончания части, периода,
фразы (притопом, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги); освоение движения из затакта
в такт, коллективного движения «канон» в различных ритмах, темпах, интервалах.
Раздел 2. Освоение элементов классического танца.
Теория: закрепление основной терминологии классического экзерсиса; пояснение
усложненных элементов.
Практика: выполнение упражнений: «плие» по II позиции ног, «батман тандю жэте
(скользящее движение ноги с броском на 25 градусов), «ронд де жабл» (скользящее
движение ноги вперед, в сторону, назад), «гранд батман» (бросок ноги на 90 градусов), «пор
де бра», «релеве» (I и II позиции); прыжки лицом к станку (I и II позиции).
Раздел 3. Освоение элементов народного танца.
Теория: понятие «дробь», «вращение», «точка при вращении»; элемент «веревочка»,
праздничный поклон.
Практика: освоение дробей (двойная на одну ногу, «ключ»); вращение на месте с хлопком,
по диагонали; выполнение «веревочки»; для мышц – присядка «разножка», присядка с
выносом ноги в сторону; закрепление положений рук (на поясе, в кулачках, под рукой),
изучение праздничного поклона.
Раздел 4. Освоение танцевальных этюдов и фигур.
Теория: понятие «импровизация», «музыкально-танцевальная импровизация»; «подвижная
динамика»; «колонна», «колонна по одному, по два, по четыре; подготовка к выполнение
упражнений по «конвейеру»; сюжетная основа танцев «Лето», «Детство», «Российскому
футболу посвящается» «Школьный рок-н-ролл».
Практика: пластические этюды и упражнения на смену характера, темпа, ритма, к
основному репертуару (этюды «Я – чайник», «Сбор цветов», «Приглашение», «Езда на
лошади», «Урок экзерсиса»); отработка рисунка «воротца»; работа в парах.
Раздел 5. Освоение репертуара.
Теория: беседа о характере номера, настроении, чувствах, межпредметных связях,
ассоциациях, художественном образе; видео просмотр.
Практика: постановка и отработка танцевальных номеров «Облака», «Танец со шляпами»,
«Розовая пантера», «Театр»; работа с реквизитом; репетиции номеров, прогон перед
выступлением; повторение старых танцев «Лето», «Детство», «Российскому футболу
посвящается» «Школьный рок-н-ролл»
Раздел 6. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Воспитанники коллектива являются постоянными участниками районных, городских
мероприятий. Во время выступлений и подготовки к ним дети совершенствуют навыки:
- поведения на сцене, во время танца, репетиции;
- взаимодействия с партнером по сцене;
- умению держаться на публике.
Раздел 7. Детские танцы (историко-бытовые и бальные).
Теория: танцевальное хореографическое искусство Европы, Америки и России XX века.
Видео просмотр.
Практика: разучивание танцев: «Сиртаки», «Чарльстон», «Детский краковяк», «Ча-ча-ча»,
«Вальс» с переходом от правого поворота.
Раздел 8. Современная пластика.
Теория: современное танцевальное искусство в России. Танцевальные стили: аэробика,
ритмопластика, нижний и верхний брейк, уличные танцы. Развитие танца-модерна и джазтанца. Основные их составляющие.
Практика: разучивание и отработка элементов современных танцевальных стилей:
«Челнок», «Спираль», «Волна вперед, «Боковая волна, «Ступенчатое расслабление»;
танцевальные комбинации: «Уголки», «Сброс плеч», «Расслабление плеч»,
«step ball change», «Маятник», «Равновесие», «Пирамида». Освоение и отработка
изолированных движений с вовлечением трех и более центров с движениями рук, введения
оппозиционных направлений движений различных частей тела.
Раздел 9. Воспитательная работа.
Теория: правила поведения в общественных местах; правила дорожного движения; цели
посещения мероприятий; презентация посещаемых учреждений; понятия «общение»,
«отношения», «коллектив».
Практика: воспитательная работа в кружке («День именинника», выступления на
собраниях с родителями, «День 8-е марта»), концерты в школе («День пожилого человека»,
«День матери», «День Победы»); концерты в учреждении («День открытых дверей», «День
пожилого человека», «День матери», «Покров», «Масленица», «День инвалидов», «День
защиты детей»), участие в отчетном концерте отдела; участие в районным смотре
художественной самодеятельности, региональный конкурс «Танцевальная капель»,
городском фестивале «Души исполненный полет», хореографическом конкурсе «Дебют»,
фестиваль-конкурс «Маленький принц» г. Геленджик, фестивале «Дерзайте, вы
талантливы!», г. Сочи, блок бесед-практикумов по темам: «Я – человек», «Я и мое
увлечение»; «Я и мое имя», «Я и моя внешность», «Куда же нам плыть?».
10. раздел. Занятия в рамках организации профильной смены.
В ходе участия обучающего в профильной смене происходит закрепление материала,
освоенного ранее. Активная демонстрация приобретенных знаний на различном уровне, так
как прохождение профильной смены может происходить как в рамках организованных
конкурсов различных уровней, так и во время летней оздоровительной кампании (ГОЛ,
ЗОЛ). Обучающиеся являются инициаторами тренировочного, постановочного процесса.
Активно изучаются, анализируются постановки известных балетмейстеров.
Учебно-тематический план 4 года обучения (14-15 лет)
№
1
2
Название темы, раздела
Музыкально-ритмическое
воспитание
Освоение элементов
классического танца.
Количество часов
всего
теория
19
6
19
6
Формы
практика аттестации/
контроля
13
Практическое
занятие
13
Практическое
занятие
19
6
13
25
6
19
19
19
19
6
6
13
13
13
7
Освоение элементов народного
танца
Освоение танцевальных
этюдов, фигур
Освоение репертуара:
- постановочна работа
- репетиционная работа
Участие в концертах,
конкурсах, фестивалях
Современная пластика
19
6
13
8
9
Сводная репетиция
Воспитательная работа
26
19
6
6
20
13
10
Занятия в рамках организации
профильной смены
19
6
13
216
60
156
3
4
5
6
Практическое
занятие
Практическое
занятие
презентация
Концерт,
конкурс
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Содержание учебно-тематического плана 4 года обучения
Раздел 1. Музыкально – ритмическое воспитание.
Теория: понятие «ритм-блюз», «джазовый ритм», синкопированный ритм, строение
музыкальной (джазовой фразы).
Практика: выполнение движений в разных темпах: рок-н-ролла в продвижении, «диско» в
продвижении, элементов в стиле джаз-танца (Limbo, Chest keles, Kik step (Kik step jumb);
определение вместе с движением вступления, окончания части, фразы, (определение позой,
движением); коллективные движения «каноном», в различных ритмах, темпах, интервалах.
Раздел 2. Освоение элементов классического танца.
Теория: закрепление терминологии классического экзерсиса («плие», «батман тандю»,
«пор де бра», «релеве», «позиции рук», «позиции ног»); изучение новых понятий:
«адажио», «Арабеск, «фраппе», «глиссад», «асамбле», «шене».
Практика: упражнения (боковая позиция) к станку: («pas tombe» на месте и с
продвижением; 1-ое пор де бра, 2-ое пор де бра; «фраппе», «гран батман жетэ», «адажио»
на 120 градусов, поза «Арабеск» (2 варианта); повороты: глиссад, тур-повороты; прыжки: в
«анфас», в «позах», «соте», «асамбле»; вращения: «шене», на высоких полупальцах;
танцевальная комбинация: «томбе па де бра – глиссад – асамбле; на середине - элементы
классического танца в стиле модерна.
Раздел 3. Освоение элементов народного танца.
Теория: понятие элементов народного танца: «ход», «хлопушка», «голубец»,
«выстукивание», «перескок», «косичка», «вертушка»
Практика: изучение элементов народно-сценического экзерсиса: «деми плие», «гранд
плие» по I, II, III позиции ног, «батман тандю» с сокращением стопы, «флик фляг»;
каблучные движения; «пассе» (подготовка к веревочке); освоение основных шагов,
движений народных танцев; украинского, белорусского, испанского, итальянского,
молдавского, цыганского, немецкого.
Раздел 4. Освоение танцевальных этюдов, фигур.
Теория: повторение понятий «этюд», сюжет этюдов, «жест», импровизация; мимика и
движение; сюжетная основа танцев «Валенки», «Луна», «Планета».
Практика: практическое исполнение музыкально-танцевальных импровизаций, этюдов на
основе понятий «жест», «поза»; самостоятельные работы воспитанников на воображаемые
предметы и составление композиций на основе заданного жанра (вальса, польки,
чарльстона, хип-хопа, рэпа, твиста и т.д.).
Раздел 5. Освоение репертуара.
Теория: закрепление понятий «танцевальный номер»; структура и составляющие номера;
значение танцевальных движений в раскрытии художественного образа танца;
последовательность движений и их логическая взаимосвязь; видеопросмотр постановок,
концертных выступлений.
Практика: постановка танцевальных номеров: «Валенки», «Луна», «Планета; работа с
реквизитом, сводная репетиция; прогон концертных номеров перед выступлением; подбор
и примерка сценических костюмов.
Раздел 6. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Воспитанники коллектива являются постоянными участниками районных, городских
мероприятий. Во время выступлений и подготовки к ним дети совершенствуют навыки:
- поведения на сцене, во время танца, репетиции;
- взаимодействия с партнером по сцене;
- умению держаться на публике.
Раздел 7. Современная пластика.
Теория: понятие «современный танец»; эволюция современного танцевального искусства
и его основные этапы (джаз-танец, танец-модерн, эстрадный танец (диско, степ, твист,
шейк).
Практика: разучивание танцев и отработка элементов, движений современных
танцевальных
стилей: Jazz hands, Ring Shim, Shm sham,Lumbo, Hip lift, Hip cross, Left Rubbtrs»;
разучивание композиций в стилях «диско», «кантри», «модерн-танца», джаз-танца»,
«рэпа», «флэш», «хип-хопа.
Раздел 8. Сводная репетиция.
Теория: задачи и перспективы сводного танцевального коллектива; основные правила
поведения на сводных репетициях; этикетные танцевальные традиции отношений между
исполнителями и зрителями; пояснение правил разведения схем, рисунков и их
объединения в композицию; прослушивание музыкального сопровождения номера;
обсуждение эскизов сценических костюмов, репертуара на конкурсные мероприятия,
концертные программы.
Практика: соединение разученных танцевальных связок, комбинаций в единую
композицию; проба вариантов музыкального сопровождения (фонограмм), подбор и
примерка сценических костюмов; отработка номеров (старых и новых); генеральные
репетиции и прогон концертных номеров перед итоговыми выступлениями.
Раздел 9. Воспитательная работа.
Теория: цели и задачи посещаемых мероприятий; установка детей на результат;
инструктаж по правилам поведения, правилам дорожного движения; закрепление понятий
«увлеченность», «интерес», «самостоятельность», «ответственность», «дисциплина».
Практика: праздник, посвященный началу учебного года, День пожилого человека, День
матери, День инвалидов, Новогодние представления, День Победы, праздник,
посвященный окончанию учебного года, Всероссийский конкурс «Танцевальная капель»,
городской фестиваль «Души исполненный полет», Всероссийский конкурс «Дерзайте, вы
талантливы!» Международный конкурс «Будущее планеты». Блок бесед по темам «Что
такое homo sapiens», «Я - хореограф?», «Профессиональное ориентирование».
10. раздел. Занятия в рамках организации профильной смены.
Так как данная ступень обучения носит углубленный характер и является пред профильной
подготовкой, то в ходе участия обучающего в профильной смене происходит не только
закрепление материала, освоенного ранее, активная демонстрация приобретенных знаний
на различном уровне, но изучение материалов профессиональных учебных
заведений. Обучающиеся являются инициаторами тренировочного, постановочного
процесса. Активно изучаются, анализируются, ставятся хореографические работы
известных балетмейстеров.
Планируемые результаты дополнительной общеразвивающей программы
Результатами реализации программы является:
1. формирование хореографических умений и навыков:
владение основами современной хореографической культуры, умение сочетать
танцевальную подготовку с развитием выносливости, координации и гибкости движений,
умение регулировать эмоциональное состояние и психологическую устойчивость в
соревновательной деятельности.
знание теории хореографического искусства, основных направлений и жанров
современного танцевального искусства, их особенности и отличия;
активное стремление к самореализации и демонстрации своих творческих способностей;
2. социальная активность детей
Критериально-значимые компоненты социальной активности:
когнитивный – познавательная активность ребенка в социально-творческой деятельности;
коммуникативный – принятие норм и правил общения, терпимость, доброжелательность,
ответственность в отношениях с людьми, признание каждого человека на
самостоятельность и независимость;
креативный – творческое восприятие окружающей действительности, личное участие в
созидании нового, поиск нестандартного решения.
Способы проверки результатов:
- анкеты, предлагаемые психологами (мотивация посещения занятий, ценностные
ориентации, развитие эмоциональной отзывчивости);
- индивидуальный опрос;
- контрольные задания;
-диагностика сформированности творческих способностей, представляющая собой таблицу
по трем критериям («артистичность», «музыкально-ритмическое воспитание»,
«танцевальная лексика»).
Каждый критерий оценивается по трем уровням творческих способностей (низкий,
средний, высокий).
Метапредметные результаты
высокий уровень – ребенок обладает активной, разнообразной и естественной мимикой,
умеет передавать настроение музыки и сюжета, он отличается богатым воображением для
создания художественного образа, полностью передает образа согласно характеру
заданного музыкального произведения.
средний уровень – ребенок умеет создать внешнепривлекательный образ, что касается
соответствия мимики лица образу, заданному характером музыки, то она частично не
соответствует, может изобразить заданную и показанную педагогом эмоцию в режиме
занятия, но в процессе выступления теряется, сосредотачиваясь только на технике
движения, в результате чего наблюдается скованность движений телом при
воспроизведении образа заданного характером музыкального произведения.
низкий уровень – у ребенка мимика не соответствует образу заданного музыкального
сопровождения, движения частично или полностью не соответствуют заданному характеру
музыкиинтерес к творческой деятельности, отсутствует гибкость мышления и
воображения, нет навыков самостоятельной деятельности, не испытывает радости
открытий, отказывается от выполнения заданий, проявляет низкий уровень воспитанности.
Личностные результаты
высокий уровень – дети чутко реагируют на интонационные и темповые оттенки музыки,
слышат вступление, четко выделяют акценты, сильную долю, движения техничны, с
желанием откликаются на творческие задания, проявляют самостоятельность и
инициативу, осознанно относятся к взаимосвязи движения и музыки, знания по теории
музыки в полном объеме, целеустремленны, работоспособны.
средний уровень – дети достаточно музыкально и ритмично выполняют движения,
ощущают построение музыкальных фраз, развита техника исполнения ритмических
навыков, выполняют творческие задания педагога, запоминание движений под музыку
механическое, имеются знания по теории музыки;
низкий уровень – дети не слышат музыкальный ритм и темп упражнений, не четко
начинают и заканчивают движения, не работоспособны, быстро устают, к творческим
заданием относятся без энтузиазма, знание теоретического материала слабое.
Предметные результаты.
высокий уровень – знает название и демонстрирует технику исполнения танцевального
движения, может объяснить последовательность исполнения танцевального движения,
определяет ошибки в своем исполнении и в исполнении других.
средний уровень – знает название половины изучаемых движений, может
продемонстрировать технику исполнения большинства движений, некоторые выполняет с
помощью подсказки педагога, процесс исправления ошибок в технике требует временных
затрат.
низкий уровень – плохо знает названия изучаемых движений, воспроизводит технику
исполнения движений только после показа ее другими, трудно справляется с ошибками в
исполнении.
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Оборудование:
1. Танцевальный зал (проветриваемый, теплый).
2.Деревянный пол, покрытый линолеумом или шлифованный.
3.Хореографический станок, состоящий из 2-х брусьев.
4. Зеркала.
5.Фортепиано.
6.Дорожки или коврики для партерной тренировки.
7. Соответствие танцевального зала нормам пожарной безопасности и требованиям
санитарного минимума.
Музыкальное оборудование:
1. Музыкальный центр.
2. Теле- и видеоаппаратура.
3. Набор дисков СД, МП3, компакт-диски
4. Видеокамера
5.Мультимедийное оборудование
Репетиционная форма для занятий и концертных выступлений:
1. Тренировочный костюм:
Гимнастический купальник
Короткая юбка, лосины, спортивные штаны
Обувь: «джазовки», кроссовки, чешки
Наколенники
2. Сценические костюмы.
Информационное обеспечение
Фонотека:
-Сборник «Джаз танец»;
-Сборник «Джаз-ремикс»;
-Сборник классической музыки «RondoVeniciano»;
-Сборник «Классическая музыка» №1;
-Сборник «Классическая музыка» №2;
-Сборник детских песен «Союз 76»;
-Сборник детских песен «Разноцветная семья»;
-Сборник Safri Duo;
-Сборник «Классика для малышей»;
-Сборник «Детская дискотека»;
-Сборник музыки народов мира;
-Сборник «Ритмика для малышей»;
-Сборник «Детские песенки».
Видеотека:
-Мастер-класс «Street-джаз»,«Slowly-джаз» А.Назаретян, Екатеринбург 2005;
-Мастер-класс «Экспрессивная пластика», «Детский танец» Т.Брызгалова.
Екатеринбург 2005;
-Мастер-класс «Детский танец» Н.Слободчикова г.Красноярск;
-Мастер-класс «Джаз-Модерн» Н.Каспарова. Санкт-Петербург.2003 г.
-Видео областного конкурса на приз газеты «Труд»-2010 г;
-Видео-урок «Историко-бытовой танец» в хореографическом училище
Г.Новосибирск;
-Мастер-класс А.Уфимцева «Танец - игра для маленьких». Новосибирск- 2009 г;
-Мастер-класс А. Мишукова «Детский танец». Новосибирск-2008 г;
-Мастер-класс Е. Шевцов «Джаз-модерн». Москва -2009 г;
-Курс растяжек от Тарабановой;
-Курс растяжек от Озерской;
-Курс растяжек от Масаевой;
Кадровое обеспечение педагог дополнительного образования, имеющий
педагогическое образование и специальную предметную подготовку в области народного,
современного и классического танцев; первая и высшая квалификационная категория.
Методическое обеспечение программы
Методическое пособие Бекиной С. «Музыка и движение», «Ритмические современные
навыки», диски с музыкальным сопровождением,
Таблицы позиций ног и рук, методическое пособие Барышниковой Т. «Азбука
хореографии», фонограммы с классической музыкой
Методическое пособие Климова А. «Основы народной хореографии», схемы рисунков и
фигур, иллюстрации или видеоряд: народный костюм, фонограммы с народной музыкой;
ЦОР «Электронное учебное издание по курсу «Культурология»;
Методическое пособие Горшковой Е. «От жеста к танцу», авторские (самостоятельные)
презентационные материалы
«Основы современного танца» С. Полятков, «Джазовые танцы» Диниц Е., фонограммы,
костюмы, реквизит, бутафория, видеоматериалы постановок, описание композиций виде
схем, рисунков, авторские постановки, самостоятельный презентационный материал
Фонограммы, костюмы и реквизит, визуальная зрительная информация; зрительный ряд,
концертные программы, афиши, рекламные проспекты.
- специальная литература по хореографии;
- фонотека;
- видеотека;
- картотека игр;
-тематические папки «История хореографии», «Классический танец»,
«Хореографические профессиональные коллективы».
- сценарные разработки праздников, игровых программ и т.д.;
-дидактический материал (таблицы, иллюстрации, фотографии, рисунки, памятки,
инструкции и др.).
Репертуарный список
«Детство» - сюжетный танец
«Российскому футболу посвящается» - сюжетный танец
«Лето» - эстрадный танец
«Школьный рок-н-ролл» - стильная хореография
«Розовая пантера» - эстрадный танец
«Облака» - джаз-модерн танец
«Crazy frog» - танец c элементами хип-хопа
«Солнце» - эстрадный танец
«Веселый курятник» - эстрадный танец
«Театр» - эстрадный танец
«Планета» - эстрадный танец
«Луна» - эстрадный танец
«Welcome to Moscow» - народный стилизованный танец
«Танец со шляпами» - эстрадный танец
«Валенки» - народный стилизованный танец
«Караколь» - народный стилизованный испанский танец
«Нарисую портрет мамы» - танцевальная миниатюра
«Ералаш» - эстрадный танец
«Снежная баба» - эстрадный танец
«Танго» - спортивно-бальный танец
«Птица» - контэмпари (соло)
«Космический полет» – спортивный танец с элементами акробатики
«Хип-хоп-джуниор» - хип-хоп танец
«Игрушки» - костюмированная танцевальная миниатюра
«Раз-ладошка» - детский эстрадный танец
«Школьная поэма» - детский эстрадный танец
«Сделай шаг» -контемп
«Хронометр лайф» - контэмпари
«Чувства» - контэмпари
«Улетаю» - контэмпари
«Бессонница» - контэмпари
«Леди, как вас зовут» - эстрадный танец
«Путь» - эстрадный танец
«Родные» -дуэт - контэмпари
«Пеппи» - соло эстрадный танец
«5 минут детства» дуэт - контэмпари
«Самые лучшие звери» - детский эстрадный танец
«Ну, приснилось же» -детский эстрадный танец
«У моря-океЯна» - эстрадный танец
«Вот такая я» - эстрадный танец
«Выйду на улицу» - народный стилизованный танец
«Детективная история» -- эстрадный танец
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
- Профессиональное педагогическое наблюдение.
- Опрос.
- Тест.
- Викторина.
-Оценка качества танцевального номера по критериям.
- Контрольные задания и упражнения.
Тема контрольного занятия: «Направления и стили в хореографии»
Форма контроля: опрос.
Цель: выявит уровень осмысления теоретических понятий, закрепление усвоенных знаний
и выявление значений не понятных или не понимаемых детьми
Необходимо ответить на вопросы по теме занятия.
Вопросы:
1.Назовите большие группы направлений хореографии
2. Какие направления имеет современная хореография
3.Назовите древнегреческую богиню танца
4.Как переводиться «классический танец»
5.Как называется разновидность соревнования наиболее часто применяемого в уличных
направлениях
6.Основоположник танца модерн
7.Где зародился джаз танец
8. Какие есть направления в джаз танце
9. Вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в
музыкально-хореографических образах
10.Какой направление современного танца используется в мюзиклах.
Тема контрольного занятия «Классический еxercice у станка»
Форма диагностики: Контрольные задания и упражнения.
Цель: выявить уровень техники исполнения учащихся и частоту движения,
приближенного к «образцу».
Классический экзерсис у станка для детей 3 года обучения состоит из основных движений
классического танца по системе А.Я. Вагановой.
Контрольное занятие по экзерсису у станка заключается в самостоятельном выполнении
рабочих комбинаций под музыку в законченной форме без показа педагогом.
Учебные комбинации:
1.Plie в сочетании port de bras
2.Battement tendu в различных направлениях с изменением ритмичного рисунка
3.Battement tendu jete в сочетании с pique
4.Rond de jambe par terre в сочетании с rond de jambe en l’air, demi rond
5. Battement fondu
6. Battement soutenu в «чистом виде».
7. Battement frappe в сочетании с battement frappe double
8. Adagio
9.Grand battement по всем направлениям в сочетании с «мягким» grand battement
Для формирования диагностики ЗУН за каждую комбинацию выставляются баллы по
трехбалльной шкале, далее подсчитывается средний балл для общей таблицы
мониторинга образовательных результатов за учебный год.
Тема контрольного занятия «Exercice джаз танца на середине зала»
Форма диагностики: Контрольные задания и упражнения.
Цель: выявить уровень техники исполнения учащихся и частоту движения,
приближенного к «образцу», выявить уровень координации и выразительности.
Exercice джаз танца на середине зала для детей 3 года обучения состоит из учебных
комбинаций с танцевальными элементами:
1.Warm up в сочетании с plie, с работой корпуса flat back, deep body bend
2.Battement tendu по выворотным и параллельным позициям со сложной работой рук в
сочетании с tilt
3.Battement tendu jete c ball change
4.Rond de jambe par terre
5. Battement fondu с lunge
6. Grand battement jete в различных вариациях исполнения
Все комбинации исполняются самостоятельно под музыку в быстром темпе в
соответствии с характером исполнения.
Тема контрольного занятия «Танцевальная комбинация»
Форма диагностики: Оценка качества танцевального номера по критериям,
профессиональное педагогическое наблюдение.
Цель: выявить уровень исполнительского мастерства в группе учащихся.
Критерии оценки качества танцевальной композиции:
- музыкальность и ритмичность исполнения,
- техничность исполнения,
- синхронность исполнения,
- артистизм исполнения
Танцевальный этюд на основе бродвейского джаза, в стиле мюзикла «Чикаго».
Список литературы
1.100 уроков классического танца. С 1 по 8 класс: В. С. Костровицкая — Санкт-Петербург,
Лань, Планета музыки, 2009 г.- 320 .
2. Бальные танцы. – М., ежегодный выпуск. 1963-1998.
3. Беспятова Н. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до
реализации - М., 2003.
4. Богаткина Л. Танцы и игры на вечере молодежи. – М., 1955.
5. Богаткина Л. Хоровод друзей. – М., 1957
6. Бочаров А., Ширяев А., Лопухов А. Основы народно-характерного танца. – Л.; М., 1989.
7. Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. - М.: Прикосновение,
2005. - С. 127.
8. Ваганова А. Основы классического танца. – Изд.5-е. – Л., 1980.
9. Ваганова А.Я. Основы классического танца. 8-е изд., стер. – СПб.: Издательство
«Лань», 2003. – 192 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
10. Васильев О.С. Семиотика этнокультуры/ О.С.Васильев // Современные эстрадные
танцы, № 2 (14), 2003. - С. 30-31
11. Васильева Е. Танец. – М., 1988.
12. Васильева Т. Секрет танца. – СПб., 1997.
13. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. – М., 1963.
14. Вербицкая А. Основы сценического движения. – М., 1983.
15. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1976.
16. Воронина И. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. – М., 1980.
17. Гусев С., Гусева Ю. Танцы и игры Артека. – М., 1997.
18. Джазовый танец. Учебное пособие для студентов и преподавателей институтов
искусства и культуры, колледжей и училищ. ЧГАКИ. - Л.Д. Ивлева. Челябинск, 2006.
19. Дополнительное образование детей. Учебное пособие. - М., 2000.
20. Ивановский Н. Бальный танец XVI-XIX вв.: - Л., 1996
21. Кветная О. Историко-бытовой танец. – М., 1998.
22. Климов А. Основы русской народной хореографии. – М., 1986.
23. Кох И. Основы сценического движения. – Л., 1970.
24. Мессер А. Уроки классического танца. – М., 1967.
25. Материалы научно – практической конференции. Воспитательный потенциал системы
ДО. - Москва - Оренбург, 2000.
26. Модерн – джаз – танец. Продолжение. М. ВЦХТ, В.Ю. Никитин. 2001.
27. Народно-сценический танец. Зацепина К., Климова А. и др. – М., 1976.
28. Образовательные программы для учреждений дополнительного образования.
Часть I, II – Издательство ИИУМЦ «Образование», Челябинск, 2002.
29. Ощурко Л. Народные танцы. – Кишинев, 2003.
30. Плотникова Е. Народная педагогика и здоровье подрастающего
поколения:Методические рекомендации. – Магнитогорск, 2001
31. Плотникова Е. Местные традиции уральской географической зоны. Методические
рекомендации. - Магнитогорск, 1996.
32. Русские народные танцы. – М., 1968.
33. Сборник авторских образовательных программ – лауреатов IIIВсероссийского
конкурса (для системы ДОД). М., 1999).
34. Стриганов В., Уральская В. Современный бальный танец. – М., 2002.
35. Стриганов В., Уральская В. Современный бальный танец. – М., 2002.
36. Тарасов Н. Классический танец: Методическое пособие. – Л., 1986.
37. Ткаченко Т. Народные танцы. – М., 2004.
38. Устинова Т. Избранные русские народные танцы. – М., 2000.
39. Череховская Р. Танцевать могут все. – Минск, 1998.
40. Шереметьеская Н. Прогулка в ритме степа. – М., 1995.
41. Шереметьеская Н. Прогулка в ритме степа. – М., 1995.
42. Школьников Л. О танцах в шутку и всерьез. – М., 1998.
43. Школьников Л. Рассказы о танцах. – М., 2000.
Список литературы для детей и родителей
1. Андреева Ю. Танцетерапия. – СПб.: Изд-во «Диля», 2005.
2. Батицкий М. Знаете ли вы музыку? Занимательные задачи-головоломки, ребусы,
кроссворды. М., Музыка, 1982.
3. Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э. Язык. Музыка. Математика. – М.: Издат. «Мир»,
1981.
4. Васильева Т. Секрет танца. – СПб., 1997.
5. Дебесс М. Подросток. – 20-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
6. Карташова Н.Н. Воспитание танцем. – Челябинск, Южно-Уральское кн. Издво,1976.
7. Келдыш Г.В. Энциклопедический музыкальный словарь. – М., 1989.
8. Маркуша А. Желаю счастья, девочки! – М., Детская литература, 1974.
9. Науменко Н. От зимы до осени. – М., Детская литература, 1982.
10. Пасютинская В. Волшебный мир танца: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение,
1985.
11. Треверс П.Л. Мэри Поппинс. – М., Детская литература,1968.
12. Физкультура для всей семьи. -2 изд., стереотип./ Сост. Козлова Т.В., Рябухина Т.А.
-М.: Физкультура и спорт, 1990.
13. Череховская Р. Танцевать могут все. – Минск, 1998.
14. Школьников Л. О танцах и в шутку и всерьез. – М., 1998.
15. Школьников Л. Рассказы о танцах. – М., 2.