ДООП художественной направленности "Ансамбль танца "Цветы Урала" (возраст 16-18 лет)

Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка.
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа ансамбль танца «Цветы Урала» занимает
прочное место в системе художественного воспитания детей.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид образования –
дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей
детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного
времени.
При создании программы руководствовались следующими нормативно-правовыми
документами, регламентирующими деятельность дополнительного образования в МАОУ
СОШ№10 с углубленным изучением отдельных предметов:
Федеральные
1. Конституция РФ
2. Трудовой кодекс РФ
3. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
4. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» от 24.06.1999 г «120-ФЗ
5. ФЗ от 22.08.2004 г №122-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений»
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (с изменениями).
7. Положение о лицензировании образовательной деятельности (в ред. Постановления
Правительства РФ от 19.07.2012 №731, от 24.09.2012№957)
8. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от
29.08.2013№1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам)
9. СанПиН 2.4.4 1251-03 (утвержденные Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 29.12.2010№189 г. Москва «Об утверждении СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Локальные
10. Устав МАОУ СОШ№10
11. План внеурочной деятельности
В основу составления программы дополнительного образования художественной
направленности «Школа современного танца» были использованы: типовая программа
Министерства просвещения СССР для внешкольных учреждений по хореографии;
авторская программа Бриске И.Э.«Программа обучения одаренных детей 9-14 лет». ЧГАКИ, Челябинск, 2000; программа по классическому танцу «Классический танец.
Упражнения у станка (1-й год обучения) для культурно-просветительных училищ». – М.,
1987, рекомендованная министерством культуры РСФСР; учебная программа по
дисциплине "Спортивный танец" составленная в соответствии с требованиями
государственного образовательного стандарта России, предназначенная для студентов

специальности "Культурология" специализации 020611 "Менеджмент культуры
(руководитель танцевального коллектива)"; учебное пособие Ивлевой Л.Д. «Джазовый
танец» (основы джазового танца). учебные пособия Гусева С., Гусевой Ю.; учебное пособие
«Основы классического танца» А. Я Вагановой; опыт работы по современной хореографии
педагогов дополнительного образования.
Актуальность. В условиях глубокого социального, экономического и культурного
кризиса система дополнительного образования детей продолжает развиваться, постоянно
выдвигая новые идеи, инновации, технологии. При этом дополнительное образование
претерпевает важные изменения. Оно все больше становится процессом, направленным на
овладение социальным опытом, пробуждающим становление личности, характера, духа,
мировоззрения, фактором социально-педагогической защиты, обеспечивающим его
адаптивность и способность к самореализации, важным компонентом развития духовной
культуры личности ребенка. В этой связи совершенно очевидна необходимость обращения
дополнительного образования детей к искусству как одному из важнейших средств
раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его развития. «…Ребенок
познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на
события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу»
(Сухомлинский В.А.).
Среди множества форм художественно-эстетического воспитания подрастающего
поколения особое место занимает хореография. В последние годы – современная
хореография.
Занятие современным танцем привлекает своей многогранностью. Этот вид
хореографического искусства позволяет научиться танцевать в различных стилях, овладеть
техникой исполнения самых модных и популярных танцевальных направлений.
В настоящее время изучение искусства современного танца особенно актуально, т.к.
искрометный динамизм потока информации накладывает отпечаток на сознание человека,
его эмоциональную сферу, а «… любая человеческая эмоция должна получать адекватное
значение в движении» (Ф. Дельсарт). Обеспечение эмоционального благополучия и
благоприятного психологического климата в коллективе детей и подростков
рассматривается в дополнительном образовании как условие гуманизации педагогического
процесса и полноценного развития личности ребенка.
Отличительные особенности программы ансамбль танца «Цветы Урала»» от уже
существующих программ данного направления состоят в следующем: обучение
основывается не на канонах классической хореографии, а на основе специально
разработанных методов: "музыкального движения", основанного на развитии природного
музыкально-двигательного рефлекса и "гармоничной пластики", основанный на принципах
дыхательности и целостности движения. Стиль движения не определяется выворотностью
и физическими данными, а является проявлением естественных законов движения
человеческого тела.
“Музыкальное движение” - метод, выходящий за рамки узкой задачи обучения танцу метод целостного музыкально-эстетического воспитания личности, метод художественнотворческой работы. Этот метод создали последовательницы Айседоры Дункан,
организаторы Государственной студии музыкального движения “Гептахор” Стефанида
Руднева и Эмма Фиш. Студия существовала в нашей стране с 1918 по 1934 год.
По их мнению: "…музыка в процессе работы не фон, на котором развертывается
пластическая композиция, она не сопровождение, дополняющее воспринимающему
осознание художественно-пластической данности. Музыка…-источник работы,

первопричина. Из нее вытекает композиция, и поэтому и воспринимать ее следует слитно с
музыкой, как одно целое, как бы некий музыкально-двигательный ансамбль."
“Гармоничная пластика” - авторская программа развития пластичности тела на основе
единства дыхания, движения, воображения. Составитель Т.С. Преображенская-Николаенко
- режиссер и хореограф, исследователь пластических культур Запада и Востока,
преподаватель
авторского
курса
пластического
модерн-танца
Института
Усовершенствования Министерства Культуры Ленинградской области. Публикации:
Журнал “Танец”. №1. 1997; “Натали”. №№ 2, 4, 6, 9, 12. 1997.
Позиционирование танца как физически здорового и интеллектуально обогащающего
занятия (подобная трактовка была предложена Айседоры Дункан) позволяет подходить к
системе обучения как природосообразному, гармоничному процессу развития детей.
Широко применяются инновационные технологии: здоровье сберегающие, технологии
творческой деятельности, дифференцированного подхода, личностного ориентирования.
Ведение занятий без остановки (нон-стоп) позволяет быстро и эффективно разучивать
новые танцевальные стили, более активно и легко учат ребенка двигаться (помогает
«растанцовывать» скованных учащихся).
Адресат Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной
программы «Школа современного танца» ансамбль танца «Цветы Урала» художественной
направленности от 16 до 17(18) лет, что связано с многоступенчатостью программы.
старшего подросткового возраста (16-17(18) лет).
Старший школьный возраст Завершающий период школьной жизни учащихся. Перед
ними встает проблема выбора пути в жизни, выбора профессии, происходит бурное
развитие самосознания, углубленный самоанализ, самоконтроля деятельности, самооценка
качеств и способностей. У детей этого возраста развита монологическая речь, способность
вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Интересы подростка могут иметь
профориентационную направленность. Поэтому в программе уделяется внимание
активному участию воспитанников в самореализации идей, умений навыков на различных
уровнях: среди сверстников, в школьной аудитории, среди педагогов и специалистов.
Важную роль, в этой связи, имеет мотивационный компонент программы или создание
условий для развития воспитанников: стремления к самоуправлению, к овладению навыков
субъект – субъектного общения, желания принимать участие в реализации программы.
Режим занятий
Одним из главных условий поступления ребенка в объединение «Цветы Урала» является
наличие справки от терапевта о состоянии здоровья поступающего.
Набор детей в группы III ступени проводится на основе собеседования, тестирования,
проверки элементарных музыкально-ритмических навыков.
Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа, недельная нагрузка – 6 часов, годовая 216;
Профильная смена проводится на базе санаториев-профилакториев Свердловской области.
Дети кроме занятий имеют возможность отдохнуть и укрепить здоровье, принять участие
во Всероссийском конкурсе «Дерзайте, Вы талантливы!», посетить достопримечательности
региона. Также профильная смена может быть организована на базе городских и
загородных оздоровительных лагерей.
Кроме того, программа предусматривает индивидуальную работу с одаренными детьми.
Работа с одаренными детьми
Программа «Школа современного танца» предусматривает индивидуальные часы для
работы с одаренными детьми.
Основная цель: создание условий для обеспечения духовного роста и социальнопедагогической поддержки одаренных детей средствами современной хореографии.

Для этого необходимо решение следующих задач:
- обеспечение системной работы по развитию танцевальных способностей детей (план
работы);
- наличие индивидуального образовательного маршрута (прогнозирование развития
ребенка);
- углубленная разработка содержания деятельности по освоению танцевальной техники
одаренного ребенка (репертуар, формы, методы);
- подготовка солистов из числа участников коллектива (в сольной проходке, в сольном
отрывке номера, в самостоятельном сольном номере);
- побуждение воспитанника к активной творческой самореализации и проявлению себя как
личности (самостоятельное проведение разминки с воспитанниками коллектива,
привлечение к организационной работе).
На индивидуальную работу отводится 2-3 часа в неделю; в год – 100-150 часов. В целом, с
учетом групповых часов, нагрузка на воспитанника не превышает 9 часов в неделю (6
групповых и 2-3 индивидуальных часа).
Содержание индивидуальных занятий составляет материал учебно-тематического плана
(отработка композиций, фигур, элементов танцев). Он может варьироваться педагогом в
зависимости от количества упражнений и времени на учебно-тренировочную работу, от
темы, задач группового занятия, педагогических ситуаций, а также дополняться и
усложняться по содержанию, формам и методам.
Объем занятий - 432 часа – 216 часов в год, 9 месяцев, 36 недель, 6 часов в неделю.
Срок освоения программы рассчитан на 2 года обучения.
Уровневость обучения. Профессионально-ориентированный уровень. Структура
программы предполагает постепенное (спиральное) расширение и существенное
углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение
материала путем последовательного прохождения по ступеням обучения с учетом
возрастных и психологических особенностей детей.
III ступень предполагает достижение повышенного уровня образованности в области
хореографии, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения
в условиях неопределенности.
Необходимость создания двухступенчатой программы в учреждении продиктована:
- во-первых, социальным заказом общества на выявление детей, имеющих потенциальные
хореографические способности;
- во-вторых, в углубленном изучении основ современного танца с устойчивой ступенчатой
системой обучения;
- в-третьих, в воспитании национального самосознания детей и подростков (получении
сведений о танцах разных народов, различных эпох и стилей хореографии);
- в-четвертых, в укреплении и сохранении здоровья подрастающего поколения;
- в-пятых, в создании системы внешних связей учреждения дополнительного образования
с социальными партнерами, учреждениями культуры, специальными учебными
заведениями для формирования условий обучения и развития наиболее способных и
одаренных детей;
- в-шестых, в социализации детей, определении ими своего места в жизни.
Формы обучения:- групповые учебно-практические и теоретические занятия. Они
используются с начинающими, при решении задач физической подготовки, изучении
фигур, элементов современного танца, танцевальных композиций. Педагог проводит
занятие одновременно со всей группой, давая общие задания для всех обучающихся;

- индивидуальная форма и мелкогрупповая работа используется в тех случаях, когда
воспитанники отстают в физической и технической подготовке. Педагог определяет слабые
места и дает им индивидуальные задания, которые выполняются во время занятия;
- работа по индивидуальным планам (работа по индивидуальным образовательным
маршрутам обязательна на этапе совершенствования танцевальных способностей
одаренных детей).
Виды занятий Показ движений педагогом, объяснение, повторение, видео-просмотр,
беседа, инструктирование. Практические занятия; открытые занятия.
Формы подведения результатов
•
•
•
•
•
•

конкурсы;
фестивали;
смотры художественной самодеятельности;
открытые занятия (в том числе для родителей);
зачетные занятия;
отчетный концерт.

Цель программы: формирование социально-активной личности средствами современной
хореографии.
Задачи:
 Обучающие Изучать направления современной хореографии.
знакомство с современными стилями, освоение элементы новой танцевальной
техники и современной пластики;
введение современного инструментального (вокального) музыкального
сопровождения;
изучение танцевального репертуара, основанного на элементах современной
пластики
освоение танцевального репертуара;




Развивающие Развивать хореографические умения, умения слушать и слышать
музыку и интерпретировать ее содержание в движении, способность
художественно-образного восприятия искусства хореографии и возможности
творческого мышления;
Обеспечить условия для самореализации воспитанников через формирование
навыков публичных выступлений.
Совершенствование знаний и умений по основным разделам образовательной
программы; воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации;
продолжение работы по развитию актерского мастерства; совершенствование
исполнительского мастерства;
расширение поля самореализации воспитанников;
Воспитывающие
Воспитывать
активность,
целеустремленность,
дисциплинированность, трудолюбие и уверенность в себе, культуру и эстетику
движения, культуру отношения к своему здоровью, эмпатию, толерантность и
патриотизм.
формирование волевых качеств, самодисциплины.
формирование гармоничных взаимоотношений с окружающим миром, природой,
самим собой.

Содержание общеразвивающей программы ансамбль танца «Цветы Урала»
Учебно-тематический план 1-2 годы обучения
№

Название темы,
раздела

1

Музыкальноритмическое
воспитание
Освоение элементов
классического танца.
Освоение
элементов народного
танца
Освоение
танцевальных этюдов,
фигур
Освоение репертуара:
- постановочна работа
- репетиционная
работа
Участие в концертах,
конкурсах, фестивалях
Современная пластика

19

6

13

19

6

13

19

6

13

25

6

19

Сводная репетиция
Воспитательная работа
Занятия в рамках
организации
профильной смены

2
3

4

5

6
7
8
9
9

Количество часов
Всего
теория
практика

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
презентация

6
19
19

Формы
аттестации/
контроля
Практическое
занятие

13
13

19

6

13

19

6

13

26
19
19

6
6
6

20
13
13

216

60

156

Концерт,
конкурс
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Содержание учебно-тематического плана 1-2 года обучения
Раздел 1. Музыкально – ритмическое воспитание.
Теория: понятие «полиритмия», афро-джазовая музыка; положения рук, ног и корпуса
афро-джазовых направлений.
Практика: выполнение движений различных частей тела в различной ритмической
пульсации; изоляция отдельных частей тела со сменой уровня, акцентирование
ритмического рисунка в изолированной части тела.
Раздел 2. Освоение элементов классического танца.
Теория: знание терминологии классического экзерсиса («плие», «батман тандю»,
«фондю», 1-5 «пор де бра», «позиции рук», «релеве лян» «позиции ног»); «адажио на
середине зала», знакомство с «пальцевой техникой».
Практика: экзерсис у станка, на середине зала; движения «Релеве», «шене», «плие» на
«пальцах».
Раздел 3. Освоение элементов народного танца.
Теория: понятие элементов народного танца: «характер», «народность» «зебениада».
Практика: исполнение элементов народно-сценического экзерсиса: «деми плие», «гранд
плие» по I, II, III позиции ног, «батман тандю» с сокращением стопы, «флик фляг» в
характере испанского, русского, грузинского танцев
Раздел 4. Освоение танцевальных этюдов, фигур.

Теории: закрепление понятий «характер», «народность» сюжетная основа танцев
«Караколь», «Ералаш», «Танго».
Практика: практическое исполнение музыкально-танцевальных импровизаций, этюдов на
основе испанских танцев, разучивание «зебениады», шага танго, шене в паре.
Раздел 5. Освоение репертуара.
Теории: закрепление понятия «структура» танцевального номера; значение мимики в
раскрытии художественного образа танца; логическая связь движений и мимики во время
исполнения танцевального номера.
Практика: постановка танцевальных номеров: «Караколь», «Ералаш», «Танго»; работа с
испанскими юбками, сводная репетиция; прогон концертных номеров перед выступлением;
подбор и примерка сценических костюмов.
Раздел 6. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Воспитанники коллектива являются постоянными участниками школьных и городских
мероприятий. Помимо этого дети активно участвуют в конкурской деятельности на разных
уровнях (от городского до международного). Во время выступлений и подготовки к ним
дети учатся сценической культуре:
- правилам поведения на сцене, во время танца, репетиции;
- культуре одежды, прически на сцене;
- умению соотносить свои действия с действиями товарищей по танцу;
- умению держаться в обществе.
Раздел 7. Современная пластика.
Теория: понятие «современный танец - эстрадный танец»; этапы становления эстрадного
танца как самобытного танцевального направления.
Практика: разучивание элементов гимнастики и акробатики, используемых при
постановках эстрадных номеров: «колесо», «рондад», «арабский», «фляк».
Раздел 8. Сводная репетиция.
Теория: отношения между партнерами, танцевальные «поддержки», правила исполнения
акробатический трюков в паре, тройке, в общей связке.
Практика: соединение разученных танцевальных связок, комбинаций в единую
композицию; проба вариантов музыкального сопровождения (фонограмм), подбор и
примерка сценических костюмов; отработка номеров (старых и новых); генеральные
репетиции и прогон концертных номеров перед итоговыми выступлениями.
Раздел 9. Воспитательная работа.
Теория: цели и задачи посещаемых мероприятий; установка детей на стремление к
положительному результату; инструктаж по правилам поведения, правилам дорожного
движения; закрепление понятий «увлеченность», «интерес», «самостоятельность»,
«ответственность», «дисциплина».
Практика: праздник, посвященный началу учебного года, День пожилого человека, День
матери, День инвалидов, Новогодние представления, День Победы, праздник,
посвященный окончанию учебного года, Всероссийский конкурс «Танцевальная капель»,
городской фестиваль «Души исполненный полет», Всероссийский конкурс «Дерзайте, вы
талантливы!», Международный конкурс «Будущее планеты».
Беседы-практикумы «Вредная и здоровая еда. Составление индивидуального меню»,
«Здоровье девушки», «Вредные привычки. От чего?»
10. раздел. Занятия в рамках организации профильной смены.
Так как данная ступень обучения носит углубленный характер и является пред профильной
подготовкой, то в ходе участия обучающего в профильной смене происходит не только
закрепление материала, освоенного ранее, активная демонстрация приобретенных знаний
на различном уровне, но изучение материалов профессиональных учебных
заведений. Обучающиеся являются инициаторами тренировочного, постановочного
процесса. Активно изучаются, анализируются, ставятся хореографические работы
известных балетмейстеров.

Планируемые результаты дополнительной общеразвивающей программы
ансамбль танца «Цветы Урала»
Результатами реализации программы является:
1. формирование хореографических умений и навыков:
владение основами современной хореографической культуры, умение сочетать
танцевальную подготовку с развитием выносливости, координации и гибкости движений,
умение регулировать эмоциональное состояние и психологическую устойчивость в
соревновательной деятельности.
знание теории хореографического искусства, основных направлений и жанров
современного танцевального искусства, их особенности и отличия;
активное стремление к самореализации и демонстрации своих творческих способностей;
2. социальная активность детей
Критериально-значимые компоненты социальной активности:
когнитивный – познавательная активность ребенка в социально-творческой деятельности;
коммуникативный – принятие норм и правил общения, терпимость, доброжелательность,
ответственность в отношениях с людьми, признание каждого человека на
самостоятельность и независимость;
креативный – творческое восприятие окружающей действительности, личное участие в
созидании нового, поиск нестандартного решения.
Способы проверки результатов:
- анкеты, предлагаемые психологами (мотивация посещения занятий, ценностные
ориентации, развитие эмоциональной отзывчивости);
- индивидуальный опрос;
- контрольные задания;
-диагностика сформированности творческих способностей, представляющая собой таблицу
по трем критериям («артистичность», «музыкально-ритмическое воспитание»,
«танцевальная лексика»).
Каждый критерий оценивается по трем уровням творческих способностей (низкий,
средний, высокий).
Метапредметные результаты
высокий уровень – ребенок обладает активной, разнообразной и естественной мимикой,
умеет передавать настроение музыки и сюжета, он отличается богатым воображением для
создания художественного образа, полностью передает образа согласно характеру
заданного музыкального произведения.
средний уровень – ребенок умеет создать внешнепривлекательный образ, что касается
соответствия мимики лица образу, заданному характером музыки, то она частично не
соответствует, может изобразить заданную и показанную педагогом эмоцию в режиме
занятия, но в процессе выступления теряется, сосредотачиваясь только на технике
движения, в результате чего наблюдается скованность движений телом при
воспроизведении образа заданного характером музыкального произведения.
низкий уровень – у ребенка мимика не соответствует образу заданного музыкального
сопровождения, движения частично или полностью не соответствуют заданному характеру
музыкиинтерес к творческой деятельности, отсутствует гибкость мышления и
воображения, нет навыков самостоятельной деятельности, не испытывает радости
открытий, отказывается от выполнения заданий, проявляет низкий уровень воспитанности.
Личностные результаты

высокий уровень – дети чутко реагируют на интонационные и темповые оттенки музыки,
слышат вступление, четко выделяют акценты, сильную долю, движения техничны, с
желанием откликаются на творческие задания, проявляют самостоятельность и
инициативу, осознанно относятся к взаимосвязи движения и музыки, знания по теории
музыки в полном объеме, целеустремленны, работоспособны.
средний уровень – дети достаточно музыкально и ритмично выполняют движения,
ощущают построение музыкальных фраз, развита техника исполнения ритмических
навыков, выполняют творческие задания педагога, запоминание движений под музыку
механическое, имеются знания по теории музыки;
низкий уровень – дети не слышат музыкальный ритм и темп упражнений, не четко
начинают и заканчивают движения, не работоспособны, быстро устают, к творческим
заданием относятся без энтузиазма, знание теоретического материала слабое.
Предметные результаты.
высокий уровень – знает название и демонстрирует технику исполнения танцевального
движения, может объяснить последовательность исполнения танцевального движения,
определяет ошибки в своем исполнении и в исполнении других.
средний уровень – знает название половины изучаемых движений, может
продемонстрировать технику исполнения большинства движений, некоторые выполняет с
помощью подсказки педагога, процесс исправления ошибок в технике требует временных
затрат.
низкий уровень – плохо знает названия изучаемых движений, воспроизводит технику
исполнения движений только после показа ее другими, трудно справляется с ошибками в
исполнении.
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Оборудование:
1. Танцевальный зал (проветриваемый, теплый).
2.Деревянный пол, покрытый линолеумом или шлифованный.
3.Хореографический станок, состоящий из 2-х брусьев.
4. Зеркала.
5.Фортепиано.
6.Дорожки или коврики для партерной тренировки.
7. Соответствие танцевального зала нормам пожарной безопасности и требованиям
санитарного минимума.
Музыкальное оборудование:
1. Музыкальный центр.
2. Теле- и видеоаппаратура.
3. Набор дисков СД, МП3, компакт-диски
4. Видеокамера
5.Мультимедийное оборудование
Репетиционная форма для занятий и концертных выступлений:
1. Тренировочный костюм:
Гимнастический купальник
Короткая юбка, лосины, спортивные штаны
Обувь: «джазовки», кроссовки, чешки

Наколенники
2. Сценические костюмы.
Информационное обеспечение
Фонотека:
-Сборник «Джаз танец»;
-Сборник «Джаз-ремикс»;
-Сборник классической музыки «RondoVeniciano»;
-Сборник «Классическая музыка» №1;
-Сборник «Классическая музыка» №2;
-Сборник детских песен «Союз 76»;
-Сборник детских песен «Разноцветная семья»;
-Сборник Safri Duo;
-Сборник «Классика для малышей»;
-Сборник «Детская дискотека»;
-Сборник музыки народов мира;
-Сборник «Ритмика для малышей»;
-Сборник «Детские песенки».
Видеотека:
-Мастер-класс «Street-джаз»,«Slowly-джаз» А.Назаретян, Екатеринбург 2005;
-Мастер-класс «Экспрессивная пластика», «Детский танец» Т.Брызгалова.
Екатеринбург 2005;
-Мастер-класс «Детский танец» Н.Слободчикова г.Красноярск;
-Мастер-класс «Джаз-Модерн» Н.Каспарова. Санкт-Петербург.2003 г.
-Видео областного конкурса на приз газеты «Труд»-2010 г;
-Видео-урок «Историко-бытовой танец» в хореографическом училище
Г.Новосибирск;
-Мастер-класс А.Уфимцева «Танец - игра для маленьких». Новосибирск- 2009 г;
-Мастер-класс А. Мишукова «Детский танец». Новосибирск-2008 г;
-Мастер-класс Е. Шевцов «Джаз-модерн». Москва -2009 г;
-Курс растяжек от Тарабановой;
-Курс растяжек от Озерской;
-Курс растяжек от Масаевой;
Кадровое обеспечение педагог дополнительного образования, имеющий
педагогическое образование и специальную предметную подготовку в области народного,
современного и классического танцев; первая и высшая квалификационная категория.
Методическое обеспечение программы
Методическое пособие Бекиной С. «Музыка и движение», «Ритмические современные
навыки», диски с музыкальным сопровождением,
Таблицы позиций ног и рук, методическое пособие Барышниковой Т. «Азбука
хореографии», фонограммы с классической музыкой
Методическое пособие Климова А. «Основы народной хореографии», схемы рисунков и
фигур, иллюстрации или видеоряд: народный костюм, фонограммы с народной музыкой;
ЦОР «Электронное учебное издание по курсу «Культурология»;
Методическое пособие Горшковой Е. «От жеста к танцу», авторские (самостоятельные)
презентационные материалы
«Основы современного танца» С. Полятков, «Джазовые танцы» Диниц Е., фонограммы,
костюмы, реквизит, бутафория, видеоматериалы постановок, описание композиций виде
схем, рисунков, авторские постановки, самостоятельный презентационный материал

Фонограммы, костюмы и реквизит, визуальная зрительная информация; зрительный ряд,
концертные программы, афиши, рекламные проспекты.
Репертуарный список
«Детство» - сюжетный танец
«Российскому футболу посвящается» - сюжетный танец
«Лето» - эстрадный танец
«Школьный рок-н-ролл» - стильная хореография
«Розовая пантера» - эстрадный танец
«Облака» - джаз-модерн танец
«Crazy frog» - танец c элементами хип-хопа
«Солнце» - эстрадный танец
«Веселый курятник» - эстрадный танец
«Театр» - эстрадный танец
«Планета» - эстрадный танец
«Луна» - эстрадный танец
«Welcome to Moscow» - народный стилизованный танец
«Танец со шляпами» - эстрадный танец
«Валенки» - народный стилизованный танец
«Караколь» - народный стилизованный испанский танец
«Нарисую портрет мамы» - танцевальная миниатюра
«Ералаш» - эстрадный танец
«Снежная баба» - эстрадный танец
«Танго» - спортивно-бальный танец
«Птица» - контэмпари (соло)
«Космический полет» – спортивный танец с элементами акробатики
«Хип-хоп-джуниор» - хип-хоп танец
«Игрушки» - костюмированная танцевальная миниатюра
«Раз-ладошка» - детский эстрадный танец
«Школьная поэма» - детский эстрадный танец
«Сделай шаг» -контемп
«Хронометр лайф» - контэмпари
«Чувства» - контэмпари
«Улетаю» - контэмпари
«Бессонница» - контэмпари
«Леди, как вас зовут» - эстрадный танец
«Путь» - эстрадный танец
«Родные» -дуэт - контэмпари
«Пеппи» - соло эстрадный танец
«5 минут детства» дуэт - контэмпари
«Самые лучшие звери» - детский эстрадный танец
«Ну, приснилось же» -детский эстрадный танец
«У моря-океЯна» - эстрадный танец
«Вот такая я» - эстрадный танец
«Выйду на улицу» - народный стилизованный танец
«Детективная история» -- эстрадный танец

Список литературы
100 уроков классического танца. С 1 по 8 класс: В. С. Костровицкая — Санкт-Петербург,
Лань, Планета музыки, 2009 г.- 320 .
Бальные танцы. – М., ежегодный выпуск. 1963-1998.
Беспятова Н. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до
реализации - М., 2003.
Богаткина Л. Танцы и игры на вечере молодежи. – М., 1955.
Богаткина Л. Хоровод друзей. – М., 1957
Бочаров А., Ширяев А., Лопухов А. Основы народно-характерного танца. – Л.; М., 1989.
Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. - М.: Прикосновение, 2005.
- С. 127.
Ваганова А. Основы классического танца. – Изд.5-е. – Л., 1980.
Ваганова А.Я. Основы классического танца. 8-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»,
2003. – 192 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
Васильев О.С. Семиотика этнокультуры/ О.С.Васильев // Современные эстрадные танцы,
№ 2 (14), 2003. - С. 30-31
Васильева Е. Танец. – М., 1988.
Васильева Т. Секрет танца. – СПб., 1997.
Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. – М., 1963.
Вербицкая А. Основы сценического движения. – М., 1983.
Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1976.
Воронина И. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. – М., 1980.
Гусев С., Гусева Ю. Танцы и игры Артека. – М., 1997.
Джазовый танец. Учебное пособие для студентов и преподавателей институтов искусства
и культуры, колледжей и училищ. ЧГАКИ. - Л.Д. Ивлева. Челябинск, 2006.
Дополнительное образование детей. Учебное пособие. - М., 2000.
Ивановский Н. Бальный танец XVI-XIX вв.: - Л., 1996
Кветная О. Историко-бытовой танец. – М., 1998.
Климов А. Основы русской народной хореографии. – М., 1986.
Кох И. Основы сценического движения. – Л., 1970.
Мессер А. Уроки классического танца. – М., 1967.
Материалы научно – практической конференции. Воспитательный потенциал системы
ДО. - Москва - Оренбург, 2000.
Модерн – джаз – танец. Продолжение. М. ВЦХТ, В.Ю. Никитин. 2001.
Народно-сценический танец. Зацепина К., Климова А. и др. – М., 1976.
Образовательные программы для учреждений дополнительного образования. Часть I, II –
Издательство ИИУМЦ «Образование», Челябинск, 2002.
Ощурко Л. Народные танцы. – Кишинев, 2003.
Плотникова Е. Народная педагогика и здоровье подрастающего поколения: Методические
рекомендации. – Магнитогорск, 2001
Плотникова Е. Местные традиции уральской географической зоны. Методические
рекомендации. - Магнитогорск, 1996.
Русские народные танцы. – М., 1968.
Сборник авторских образовательных программ – лауреатов IIIВсероссийского конкурса
(для системы ДОД). М., 1999).
Стриганов В., Уральская В. Современный бальный танец. – М., 2002.
Стриганов В., Уральская В. Современный бальный танец. – М., 2002.
Тарасов Н. Классический танец: Методическое пособие. – Л., 1986.

Ткаченко Т. Народные танцы. – М., 2004.
Устинова Т. Избранные русские народные танцы. – М., 2000.
Череховская Р. Танцевать могут все. – Минск, 1998.
Шереметьеская Н. Прогулка в ритме степа. – М., 1995.
Шереметьеская Н. Прогулка в ритме степа. – М., 1995.
Школьников Л. О танцах в шутку и всерьез. – М., 1998.
Школьников Л. Рассказы о танцах. – М., 2000.
Список литературы для детей и родителей
Андреева Ю. Танцетерапия. – СПб.: Изд-во «Диля», 2005.
Батицкий М. Знаете ли вы музыку? Занимательные задачи-головоломки, ребусы,
кроссворды. М., Музыка, 1982.
Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э. Язык. Музыка. Математика. – М.: Издат. «Мир», 1981.
Васильева Т. Секрет танца. – СПб., 1997.
Дебесс М. Подросток. – 20-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
Карташова Н.Н. Воспитание танцем. – Челябинск, Южно-Уральское кн. Изд-во,1976.
Келдыш Г.В. Энциклопедический музыкальный словарь. – М., 1989.
Маркуша А. Желаю счастья, девочки! – М., Детская литература, 1974.
Науменко Н. От зимы до осени. – М., Детская литература, 1982.
Пасютинская В. Волшебный мир танца: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
Треверс П.Л. Мэри Поппинс. – М., Детская литература,1968.
Физкультура для всей семьи. -2 изд., стереотип./ Сост. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. -М.:
Физкультура и спорт, 1990.
Череховская Р. Танцевать могут все. – Минск, 1998.
Школьников Л. О танцах и в шутку и всерьез. – М., 1998.
Школьников Л. Рассказы о танцах. – М., 2.

Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка.
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа ансамбль танца «Цветы Урала» занимает
прочное место в системе художественного воспитания детей.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид образования –
дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей
детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного
времени.
При создании программы руководствовались следующими нормативно-правовыми
документами, регламентирующими деятельность дополнительного образования в МАОУ
СОШ№10 с углубленным изучением отдельных предметов:
Федеральные
1. Конституция РФ
2. Трудовой кодекс РФ
3. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
4. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» от 24.06.1999 г «120-ФЗ
5. ФЗ от 22.08.2004 г №122-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений»
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (с изменениями).
7. Положение о лицензировании образовательной деятельности (в ред. Постановления
Правительства РФ от 19.07.2012 №731, от 24.09.2012№957)
8. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от
29.08.2013№1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам)
9. СанПиН 2.4.4 1251-03 (утвержденные Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 29.12.2010№189 г. Москва «Об утверждении СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Локальные
10. Устав МАОУ СОШ№10
11. План внеурочной деятельности
В основу составления программы дополнительного образования художественной
направленности «Школа современного танца» были использованы: типовая программа
Министерства просвещения СССР для внешкольных учреждений по хореографии;
авторская программа Бриске И.Э.«Программа обучения одаренных детей 9-14 лет». ЧГАКИ, Челябинск, 2000; программа по классическому танцу «Классический танец.
Упражнения у станка (1-й год обучения) для культурно-просветительных училищ». – М.,
1987, рекомендованная министерством культуры РСФСР; учебная программа по
дисциплине "Спортивный танец" составленная в соответствии с требованиями
государственного образовательного стандарта России, предназначенная для студентов

специальности "Культурология" специализации 020611 "Менеджмент культуры
(руководитель танцевального коллектива)"; учебное пособие Ивлевой Л.Д. «Джазовый
танец» (основы джазового танца). учебные пособия Гусева С., Гусевой Ю.; учебное пособие
«Основы классического танца» А. Я Вагановой; опыт работы по современной хореографии
педагогов дополнительного образования.
Актуальность. В условиях глубокого социального, экономического и культурного
кризиса система дополнительного образования детей продолжает развиваться, постоянно
выдвигая новые идеи, инновации, технологии. При этом дополнительное образование
претерпевает важные изменения. Оно все больше становится процессом, направленным на
овладение социальным опытом, пробуждающим становление личности, характера, духа,
мировоззрения, фактором социально-педагогической защиты, обеспечивающим его
адаптивность и способность к самореализации, важным компонентом развития духовной
культуры личности ребенка. В этой связи совершенно очевидна необходимость обращения
дополнительного образования детей к искусству как одному из важнейших средств
раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его развития. «…Ребенок
познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на
события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу»
(Сухомлинский В.А.).
Среди множества форм художественно-эстетического воспитания подрастающего
поколения особое место занимает хореография. В последние годы – современная
хореография.
Занятие современным танцем привлекает своей многогранностью. Этот вид
хореографического искусства позволяет научиться танцевать в различных стилях, овладеть
техникой исполнения самых модных и популярных танцевальных направлений.
В настоящее время изучение искусства современного танца особенно актуально, т.к.
искрометный динамизм потока информации накладывает отпечаток на сознание человека,
его эмоциональную сферу, а «… любая человеческая эмоция должна получать адекватное
значение в движении» (Ф. Дельсарт). Обеспечение эмоционального благополучия и
благоприятного психологического климата в коллективе детей и подростков
рассматривается в дополнительном образовании как условие гуманизации педагогического
процесса и полноценного развития личности ребенка.
Отличительные особенности программы ансамбль танца «Цветы Урала»» от уже
существующих программ данного направления состоят в следующем: обучение
основывается не на канонах классической хореографии, а на основе специально
разработанных методов: "музыкального движения", основанного на развитии природного
музыкально-двигательного рефлекса и "гармоничной пластики", основанный на принципах
дыхательности и целостности движения. Стиль движения не определяется выворотностью
и физическими данными, а является проявлением естественных законов движения
человеческого тела.
“Музыкальное движение” - метод, выходящий за рамки узкой задачи обучения танцу метод целостного музыкально-эстетического воспитания личности, метод художественнотворческой работы. Этот метод создали последовательницы Айседоры Дункан,
организаторы Государственной студии музыкального движения “Гептахор” Стефанида
Руднева и Эмма Фиш. Студия существовала в нашей стране с 1918 по 1934 год.
По их мнению: "…музыка в процессе работы не фон, на котором развертывается
пластическая композиция, она не сопровождение, дополняющее воспринимающему
осознание художественно-пластической данности. Музыка…-источник работы,

первопричина. Из нее вытекает композиция, и поэтому и воспринимать ее следует слитно с
музыкой, как одно целое, как бы некий музыкально-двигательный ансамбль."
“Гармоничная пластика” - авторская программа развития пластичности тела на основе
единства дыхания, движения, воображения. Составитель Т.С. Преображенская-Николаенко
- режиссер и хореограф, исследователь пластических культур Запада и Востока,
преподаватель
авторского
курса
пластического
модерн-танца
Института
Усовершенствования Министерства Культуры Ленинградской области. Публикации:
Журнал “Танец”. №1. 1997; “Натали”. №№ 2, 4, 6, 9, 12. 1997.
Позиционирование танца как физически здорового и интеллектуально обогащающего
занятия (подобная трактовка была предложена Айседоры Дункан) позволяет подходить к
системе обучения как природосообразному, гармоничному процессу развития детей.
Широко применяются инновационные технологии: здоровье сберегающие, технологии
творческой деятельности, дифференцированного подхода, личностного ориентирования.
Ведение занятий без остановки (нон-стоп) позволяет быстро и эффективно разучивать
новые танцевальные стили, более активно и легко учат ребенка двигаться (помогает
«растанцовывать» скованных учащихся).
Адресат Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной
программы «Школа современного танца» ансамбль танца «Цветы Урала» художественной
направленности от 16 до 17(18) лет, что связано с многоступенчатостью программы.
старшего подросткового возраста (16-17(18) лет).
Старший школьный возраст Завершающий период школьной жизни учащихся. Перед
ними встает проблема выбора пути в жизни, выбора профессии, происходит бурное
развитие самосознания, углубленный самоанализ, самоконтроля деятельности, самооценка
качеств и способностей. У детей этого возраста развита монологическая речь, способность
вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Интересы подростка могут иметь
профориентационную направленность. Поэтому в программе уделяется внимание
активному участию воспитанников в самореализации идей, умений навыков на различных
уровнях: среди сверстников, в школьной аудитории, среди педагогов и специалистов.
Важную роль, в этой связи, имеет мотивационный компонент программы или создание
условий для развития воспитанников: стремления к самоуправлению, к овладению навыков
субъект – субъектного общения, желания принимать участие в реализации программы.
Режим занятий
Одним из главных условий поступления ребенка в объединение «Цветы Урала» является
наличие справки от терапевта о состоянии здоровья поступающего.
Набор детей в группы III ступени проводится на основе собеседования, тестирования,
проверки элементарных музыкально-ритмических навыков.
Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа, недельная нагрузка – 6 часов, годовая 216;
Профильная смена проводится на базе санаториев-профилакториев Свердловской области.
Дети кроме занятий имеют возможность отдохнуть и укрепить здоровье, принять участие
во Всероссийском конкурсе «Дерзайте, Вы талантливы!», посетить достопримечательности
региона. Также профильная смена может быть организована на базе городских и
загородных оздоровительных лагерей.
Кроме того, программа предусматривает индивидуальную работу с одаренными детьми.
Работа с одаренными детьми
Программа «Школа современного танца» предусматривает индивидуальные часы для
работы с одаренными детьми.
Основная цель: создание условий для обеспечения духовного роста и социальнопедагогической поддержки одаренных детей средствами современной хореографии.

Для этого необходимо решение следующих задач:
- обеспечение системной работы по развитию танцевальных способностей детей (план
работы);
- наличие индивидуального образовательного маршрута (прогнозирование развития
ребенка);
- углубленная разработка содержания деятельности по освоению танцевальной техники
одаренного ребенка (репертуар, формы, методы);
- подготовка солистов из числа участников коллектива (в сольной проходке, в сольном
отрывке номера, в самостоятельном сольном номере);
- побуждение воспитанника к активной творческой самореализации и проявлению себя как
личности (самостоятельное проведение разминки с воспитанниками коллектива,
привлечение к организационной работе).
На индивидуальную работу отводится 2-3 часа в неделю; в год – 100-150 часов. В целом, с
учетом групповых часов, нагрузка на воспитанника не превышает 9 часов в неделю (6
групповых и 2-3 индивидуальных часа).
Содержание индивидуальных занятий составляет материал учебно-тематического плана
(отработка композиций, фигур, элементов танцев). Он может варьироваться педагогом в
зависимости от количества упражнений и времени на учебно-тренировочную работу, от
темы, задач группового занятия, педагогических ситуаций, а также дополняться и
усложняться по содержанию, формам и методам.
Объем занятий - 432 часа – 216 часов в год, 9 месяцев, 36 недель, 6 часов в неделю.
Срок освоения программы рассчитан на 2 года обучения.
Уровневость обучения. Профессионально-ориентированный уровень. Структура
программы предполагает постепенное (спиральное) расширение и существенное
углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение
материала путем последовательного прохождения по ступеням обучения с учетом
возрастных и психологических особенностей детей.
III ступень предполагает достижение повышенного уровня образованности в области
хореографии, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения
в условиях неопределенности.
Необходимость создания двухступенчатой программы в учреждении продиктована:
- во-первых, социальным заказом общества на выявление детей, имеющих потенциальные
хореографические способности;
- во-вторых, в углубленном изучении основ современного танца с устойчивой ступенчатой
системой обучения;
- в-третьих, в воспитании национального самосознания детей и подростков (получении
сведений о танцах разных народов, различных эпох и стилей хореографии);
- в-четвертых, в укреплении и сохранении здоровья подрастающего поколения;
- в-пятых, в создании системы внешних связей учреждения дополнительного образования
с социальными партнерами, учреждениями культуры, специальными учебными
заведениями для формирования условий обучения и развития наиболее способных и
одаренных детей;
- в-шестых, в социализации детей, определении ими своего места в жизни.
Формы обучения:- групповые учебно-практические и теоретические занятия. Они
используются с начинающими, при решении задач физической подготовки, изучении
фигур, элементов современного танца, танцевальных композиций. Педагог проводит
занятие одновременно со всей группой, давая общие задания для всех обучающихся;

- индивидуальная форма и мелкогрупповая работа используется в тех случаях, когда
воспитанники отстают в физической и технической подготовке. Педагог определяет слабые
места и дает им индивидуальные задания, которые выполняются во время занятия;
- работа по индивидуальным планам (работа по индивидуальным образовательным
маршрутам обязательна на этапе совершенствования танцевальных способностей
одаренных детей).
Виды занятий Показ движений педагогом, объяснение, повторение, видео-просмотр,
беседа, инструктирование. Практические занятия; открытые занятия.
Формы подведения результатов
•
•
•
•
•
•

конкурсы;
фестивали;
смотры художественной самодеятельности;
открытые занятия (в том числе для родителей);
зачетные занятия;
отчетный концерт.

Цель программы: формирование социально-активной личности средствами современной
хореографии.
Задачи:
 Обучающие Изучать направления современной хореографии.
знакомство с современными стилями, освоение элементы новой танцевальной
техники и современной пластики;
введение современного инструментального (вокального) музыкального
сопровождения;
изучение танцевального репертуара, основанного на элементах современной
пластики
освоение танцевального репертуара;




Развивающие Развивать хореографические умения, умения слушать и слышать
музыку и интерпретировать ее содержание в движении, способность
художественно-образного восприятия искусства хореографии и возможности
творческого мышления;
Обеспечить условия для самореализации воспитанников через формирование
навыков публичных выступлений.
Совершенствование знаний и умений по основным разделам образовательной
программы; воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации;
продолжение работы по развитию актерского мастерства; совершенствование
исполнительского мастерства;
расширение поля самореализации воспитанников;
Воспитывающие
Воспитывать
активность,
целеустремленность,
дисциплинированность, трудолюбие и уверенность в себе, культуру и эстетику
движения, культуру отношения к своему здоровью, эмпатию, толерантность и
патриотизм.
формирование волевых качеств, самодисциплины.
формирование гармоничных взаимоотношений с окружающим миром, природой,
самим собой.

Содержание общеразвивающей программы ансамбль танца «Цветы Урала»
Учебно-тематический план 1-2 годы обучения
№

Название темы,
раздела

1

Музыкальноритмическое
воспитание
Освоение элементов
классического танца.
Освоение
элементов народного
танца
Освоение
танцевальных этюдов,
фигур
Освоение репертуара:
- постановочна работа
- репетиционная
работа
Участие в концертах,
конкурсах, фестивалях
Современная пластика

19

6

13

19

6

13

19

6

13

25

6

19

Сводная репетиция
Воспитательная работа
Занятия в рамках
организации
профильной смены

2
3

4

5

6
7
8
9
9

Количество часов
Всего
теория
практика

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
презентация

6
19
19

Формы
аттестации/
контроля
Практическое
занятие

13
13

19

6

13

19

6

13

26
19
19

6
6
6

20
13
13

216

60

156

Концерт,
конкурс
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Содержание учебно-тематического плана 1-2 года обучения
Раздел 1. Музыкально – ритмическое воспитание.
Теория: понятие «полиритмия», афро-джазовая музыка; положения рук, ног и корпуса
афро-джазовых направлений.
Практика: выполнение движений различных частей тела в различной ритмической
пульсации; изоляция отдельных частей тела со сменой уровня, акцентирование
ритмического рисунка в изолированной части тела.
Раздел 2. Освоение элементов классического танца.
Теория: знание терминологии классического экзерсиса («плие», «батман тандю»,
«фондю», 1-5 «пор де бра», «позиции рук», «релеве лян» «позиции ног»); «адажио на
середине зала», знакомство с «пальцевой техникой».
Практика: экзерсис у станка, на середине зала; движения «Релеве», «шене», «плие» на
«пальцах».
Раздел 3. Освоение элементов народного танца.
Теория: понятие элементов народного танца: «характер», «народность» «зебениада».
Практика: исполнение элементов народно-сценического экзерсиса: «деми плие», «гранд
плие» по I, II, III позиции ног, «батман тандю» с сокращением стопы, «флик фляг» в
характере испанского, русского, грузинского танцев
Раздел 4. Освоение танцевальных этюдов, фигур.

Теории: закрепление понятий «характер», «народность» сюжетная основа танцев
«Караколь», «Ералаш», «Танго».
Практика: практическое исполнение музыкально-танцевальных импровизаций, этюдов на
основе испанских танцев, разучивание «зебениады», шага танго, шене в паре.
Раздел 5. Освоение репертуара.
Теории: закрепление понятия «структура» танцевального номера; значение мимики в
раскрытии художественного образа танца; логическая связь движений и мимики во время
исполнения танцевального номера.
Практика: постановка танцевальных номеров: «Караколь», «Ералаш», «Танго»; работа с
испанскими юбками, сводная репетиция; прогон концертных номеров перед выступлением;
подбор и примерка сценических костюмов.
Раздел 6. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Воспитанники коллектива являются постоянными участниками школьных и городских
мероприятий. Помимо этого дети активно участвуют в конкурской деятельности на разных
уровнях (от городского до международного). Во время выступлений и подготовки к ним
дети учатся сценической культуре:
- правилам поведения на сцене, во время танца, репетиции;
- культуре одежды, прически на сцене;
- умению соотносить свои действия с действиями товарищей по танцу;
- умению держаться в обществе.
Раздел 7. Современная пластика.
Теория: понятие «современный танец - эстрадный танец»; этапы становления эстрадного
танца как самобытного танцевального направления.
Практика: разучивание элементов гимнастики и акробатики, используемых при
постановках эстрадных номеров: «колесо», «рондад», «арабский», «фляк».
Раздел 8. Сводная репетиция.
Теория: отношения между партнерами, танцевальные «поддержки», правила исполнения
акробатический трюков в паре, тройке, в общей связке.
Практика: соединение разученных танцевальных связок, комбинаций в единую
композицию; проба вариантов музыкального сопровождения (фонограмм), подбор и
примерка сценических костюмов; отработка номеров (старых и новых); генеральные
репетиции и прогон концертных номеров перед итоговыми выступлениями.
Раздел 9. Воспитательная работа.
Теория: цели и задачи посещаемых мероприятий; установка детей на стремление к
положительному результату; инструктаж по правилам поведения, правилам дорожного
движения; закрепление понятий «увлеченность», «интерес», «самостоятельность»,
«ответственность», «дисциплина».
Практика: праздник, посвященный началу учебного года, День пожилого человека, День
матери, День инвалидов, Новогодние представления, День Победы, праздник,
посвященный окончанию учебного года, Всероссийский конкурс «Танцевальная капель»,
городской фестиваль «Души исполненный полет», Всероссийский конкурс «Дерзайте, вы
талантливы!», Международный конкурс «Будущее планеты».
Беседы-практикумы «Вредная и здоровая еда. Составление индивидуального меню»,
«Здоровье девушки», «Вредные привычки. От чего?»
10. раздел. Занятия в рамках организации профильной смены.
Так как данная ступень обучения носит углубленный характер и является пред профильной
подготовкой, то в ходе участия обучающего в профильной смене происходит не только
закрепление материала, освоенного ранее, активная демонстрация приобретенных знаний
на различном уровне, но изучение материалов профессиональных учебных
заведений. Обучающиеся являются инициаторами тренировочного, постановочного
процесса. Активно изучаются, анализируются, ставятся хореографические работы
известных балетмейстеров.

Планируемые результаты дополнительной общеразвивающей программы
ансамбль танца «Цветы Урала»
Результатами реализации программы является:
1. формирование хореографических умений и навыков:
владение основами современной хореографической культуры, умение сочетать
танцевальную подготовку с развитием выносливости, координации и гибкости движений,
умение регулировать эмоциональное состояние и психологическую устойчивость в
соревновательной деятельности.
знание теории хореографического искусства, основных направлений и жанров
современного танцевального искусства, их особенности и отличия;
активное стремление к самореализации и демонстрации своих творческих способностей;
2. социальная активность детей
Критериально-значимые компоненты социальной активности:
когнитивный – познавательная активность ребенка в социально-творческой деятельности;
коммуникативный – принятие норм и правил общения, терпимость, доброжелательность,
ответственность в отношениях с людьми, признание каждого человека на
самостоятельность и независимость;
креативный – творческое восприятие окружающей действительности, личное участие в
созидании нового, поиск нестандартного решения.
Способы проверки результатов:
- анкеты, предлагаемые психологами (мотивация посещения занятий, ценностные
ориентации, развитие эмоциональной отзывчивости);
- индивидуальный опрос;
- контрольные задания;
-диагностика сформированности творческих способностей, представляющая собой таблицу
по трем критериям («артистичность», «музыкально-ритмическое воспитание»,
«танцевальная лексика»).
Каждый критерий оценивается по трем уровням творческих способностей (низкий,
средний, высокий).
Метапредметные результаты
высокий уровень – ребенок обладает активной, разнообразной и естественной мимикой,
умеет передавать настроение музыки и сюжета, он отличается богатым воображением для
создания художественного образа, полностью передает образа согласно характеру
заданного музыкального произведения.
средний уровень – ребенок умеет создать внешнепривлекательный образ, что касается
соответствия мимики лица образу, заданному характером музыки, то она частично не
соответствует, может изобразить заданную и показанную педагогом эмоцию в режиме
занятия, но в процессе выступления теряется, сосредотачиваясь только на технике
движения, в результате чего наблюдается скованность движений телом при
воспроизведении образа заданного характером музыкального произведения.
низкий уровень – у ребенка мимика не соответствует образу заданного музыкального
сопровождения, движения частично или полностью не соответствуют заданному характеру
музыкиинтерес к творческой деятельности, отсутствует гибкость мышления и
воображения, нет навыков самостоятельной деятельности, не испытывает радости
открытий, отказывается от выполнения заданий, проявляет низкий уровень воспитанности.
Личностные результаты

высокий уровень – дети чутко реагируют на интонационные и темповые оттенки музыки,
слышат вступление, четко выделяют акценты, сильную долю, движения техничны, с
желанием откликаются на творческие задания, проявляют самостоятельность и
инициативу, осознанно относятся к взаимосвязи движения и музыки, знания по теории
музыки в полном объеме, целеустремленны, работоспособны.
средний уровень – дети достаточно музыкально и ритмично выполняют движения,
ощущают построение музыкальных фраз, развита техника исполнения ритмических
навыков, выполняют творческие задания педагога, запоминание движений под музыку
механическое, имеются знания по теории музыки;
низкий уровень – дети не слышат музыкальный ритм и темп упражнений, не четко
начинают и заканчивают движения, не работоспособны, быстро устают, к творческим
заданием относятся без энтузиазма, знание теоретического материала слабое.
Предметные результаты.
высокий уровень – знает название и демонстрирует технику исполнения танцевального
движения, может объяснить последовательность исполнения танцевального движения,
определяет ошибки в своем исполнении и в исполнении других.
средний уровень – знает название половины изучаемых движений, может
продемонстрировать технику исполнения большинства движений, некоторые выполняет с
помощью подсказки педагога, процесс исправления ошибок в технике требует временных
затрат.
низкий уровень – плохо знает названия изучаемых движений, воспроизводит технику
исполнения движений только после показа ее другими, трудно справляется с ошибками в
исполнении.
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Оборудование:
1. Танцевальный зал (проветриваемый, теплый).
2.Деревянный пол, покрытый линолеумом или шлифованный.
3.Хореографический станок, состоящий из 2-х брусьев.
4. Зеркала.
5.Фортепиано.
6.Дорожки или коврики для партерной тренировки.
7. Соответствие танцевального зала нормам пожарной безопасности и требованиям
санитарного минимума.
Музыкальное оборудование:
1. Музыкальный центр.
2. Теле- и видеоаппаратура.
3. Набор дисков СД, МП3, компакт-диски
4. Видеокамера
5.Мультимедийное оборудование
Репетиционная форма для занятий и концертных выступлений:
1. Тренировочный костюм:
Гимнастический купальник
Короткая юбка, лосины, спортивные штаны
Обувь: «джазовки», кроссовки, чешки

Наколенники
2. Сценические костюмы.
Информационное обеспечение
Фонотека:
-Сборник «Джаз танец»;
-Сборник «Джаз-ремикс»;
-Сборник классической музыки «RondoVeniciano»;
-Сборник «Классическая музыка» №1;
-Сборник «Классическая музыка» №2;
-Сборник детских песен «Союз 76»;
-Сборник детских песен «Разноцветная семья»;
-Сборник Safri Duo;
-Сборник «Классика для малышей»;
-Сборник «Детская дискотека»;
-Сборник музыки народов мира;
-Сборник «Ритмика для малышей»;
-Сборник «Детские песенки».
Видеотека:
-Мастер-класс «Street-джаз»,«Slowly-джаз» А.Назаретян, Екатеринбург 2005;
-Мастер-класс «Экспрессивная пластика», «Детский танец» Т.Брызгалова.
Екатеринбург 2005;
-Мастер-класс «Детский танец» Н.Слободчикова г.Красноярск;
-Мастер-класс «Джаз-Модерн» Н.Каспарова. Санкт-Петербург.2003 г.
-Видео областного конкурса на приз газеты «Труд»-2010 г;
-Видео-урок «Историко-бытовой танец» в хореографическом училище
Г.Новосибирск;
-Мастер-класс А.Уфимцева «Танец - игра для маленьких». Новосибирск- 2009 г;
-Мастер-класс А. Мишукова «Детский танец». Новосибирск-2008 г;
-Мастер-класс Е. Шевцов «Джаз-модерн». Москва -2009 г;
-Курс растяжек от Тарабановой;
-Курс растяжек от Озерской;
-Курс растяжек от Масаевой;
Кадровое обеспечение педагог дополнительного образования, имеющий
педагогическое образование и специальную предметную подготовку в области народного,
современного и классического танцев; первая и высшая квалификационная категория.
Методическое обеспечение программы
Методическое пособие Бекиной С. «Музыка и движение», «Ритмические современные
навыки», диски с музыкальным сопровождением,
Таблицы позиций ног и рук, методическое пособие Барышниковой Т. «Азбука
хореографии», фонограммы с классической музыкой
Методическое пособие Климова А. «Основы народной хореографии», схемы рисунков и
фигур, иллюстрации или видеоряд: народный костюм, фонограммы с народной музыкой;
ЦОР «Электронное учебное издание по курсу «Культурология»;
Методическое пособие Горшковой Е. «От жеста к танцу», авторские (самостоятельные)
презентационные материалы
«Основы современного танца» С. Полятков, «Джазовые танцы» Диниц Е., фонограммы,
костюмы, реквизит, бутафория, видеоматериалы постановок, описание композиций виде
схем, рисунков, авторские постановки, самостоятельный презентационный материал

Фонограммы, костюмы и реквизит, визуальная зрительная информация; зрительный ряд,
концертные программы, афиши, рекламные проспекты.
Репертуарный список
«Детство» - сюжетный танец
«Российскому футболу посвящается» - сюжетный танец
«Лето» - эстрадный танец
«Школьный рок-н-ролл» - стильная хореография
«Розовая пантера» - эстрадный танец
«Облака» - джаз-модерн танец
«Crazy frog» - танец c элементами хип-хопа
«Солнце» - эстрадный танец
«Веселый курятник» - эстрадный танец
«Театр» - эстрадный танец
«Планета» - эстрадный танец
«Луна» - эстрадный танец
«Welcome to Moscow» - народный стилизованный танец
«Танец со шляпами» - эстрадный танец
«Валенки» - народный стилизованный танец
«Караколь» - народный стилизованный испанский танец
«Нарисую портрет мамы» - танцевальная миниатюра
«Ералаш» - эстрадный танец
«Снежная баба» - эстрадный танец
«Танго» - спортивно-бальный танец
«Птица» - контэмпари (соло)
«Космический полет» – спортивный танец с элементами акробатики
«Хип-хоп-джуниор» - хип-хоп танец
«Игрушки» - костюмированная танцевальная миниатюра
«Раз-ладошка» - детский эстрадный танец
«Школьная поэма» - детский эстрадный танец
«Сделай шаг» -контемп
«Хронометр лайф» - контэмпари
«Чувства» - контэмпари
«Улетаю» - контэмпари
«Бессонница» - контэмпари
«Леди, как вас зовут» - эстрадный танец
«Путь» - эстрадный танец
«Родные» -дуэт - контэмпари
«Пеппи» - соло эстрадный танец
«5 минут детства» дуэт - контэмпари
«Самые лучшие звери» - детский эстрадный танец
«Ну, приснилось же» -детский эстрадный танец
«У моря-океЯна» - эстрадный танец
«Вот такая я» - эстрадный танец
«Выйду на улицу» - народный стилизованный танец
«Детективная история» -- эстрадный танец

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
- Профессиональное педагогическое наблюдение.
- Опрос.
- Тест.
- Викторина.
-Оценка качества танцевального номера по критериям.
- Контрольные задания и упражнения.
Тема контрольного занятия: «Направления и стили в хореографии»
Форма контроля: опрос.
Цель: выявит уровень осмысления теоретических понятий, закрепление усвоенных знаний
и выявление значений не понятных или не понимаемых детьми
Необходимо ответить на вопросы по теме занятия.
Вопросы:
1.Назовите большие группы направлений хореографии
2. Какие направления имеет современная хореография
3.Назовите древнегреческую богиню танца
4.Как переводиться «классический танец»
5.Как называется разновидность соревнования наиболее часто применяемого в уличных
направлениях
6.Основоположник танца модерн
7.Где зародился джаз танец
8. Какие есть направления в джаз танце
9. Вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в
музыкально-хореографических образах
10.Какой направление современного танца используется в мюзиклах.
Тема контрольного занятия «Классический еxercice у станка»
Форма диагностики: Контрольные задания и упражнения.
Цель: выявить уровень техники исполнения учащихся и частоту движения,
приближенного к «образцу».
Классический экзерсис у станка для детей 3 года обучения состоит из основных движений
классического танца по системе А.Я. Вагановой.
Контрольное занятие по экзерсису у станка заключается в самостоятельном выполнении
рабочих комбинаций под музыку в законченной форме без показа педагогом.
Учебные комбинации:
1.Plie в сочетании port de bras
2.Battement tendu в различных направлениях с изменением ритмичного рисунка
3.Battement tendu jete в сочетании с pique
4.Rond de jambe par terre в сочетании с rond de jambe en l’air, demi rond
5. Battement fondu
6. Battement soutenu в «чистом виде».
7. Battement frappe в сочетании с battement frappe double
8. Adagio
9.Grand battement по всем направлениям в сочетании с «мягким» grand battement
Для формирования диагностики ЗУН за каждую комбинацию выставляются баллы по
трехбалльной шкале, далее подсчитывается средний балл для общей таблицы
мониторинга образовательных результатов за учебный год.
Тема контрольного занятия «Exercice джаз танца на середине зала»
Форма диагностики: Контрольные задания и упражнения.

Цель: выявить уровень техники исполнения учащихся и частоту движения,
приближенного к «образцу», выявить уровень координации и выразительности.
Exercice джаз танца на середине зала для детей 3 года обучения состоит из учебных
комбинаций с танцевальными элементами:
1.Warm up в сочетании с plie, с работой корпуса flat back, deep body bend
2.Battement tendu по выворотным и параллельным позициям со сложной работой рук в
сочетании с tilt
3.Battement tendu jete c ball change
4.Rond de jambe par terre
5. Battement fondu с lunge
6. Grand battement jete в различных вариациях исполнения
Все комбинации исполняются самостоятельно под музыку в быстром темпе в
соответствии с характером исполнения.
Тема контрольного занятия «Танцевальная комбинация»
Форма диагностики: Оценка качества танцевального номера по критериям,
профессиональное педагогическое наблюдение.
Цель: выявить уровень исполнительского мастерства в группе учащихся.
Критерии оценки качества танцевальной композиции:
- музыкальность и ритмичность исполнения,
- техничность исполнения,
- синхронность исполнения,
- артистизм исполнения
Танцевальный этюд на основе бродвейского джаза, в стиле мюзикла «Чикаго».
Список литературы
1. 100 уроков классического танца. С 1 по 8 класс: В. С. Костровицкая — СанктПетербург, Лань, Планета музыки, 2009 г.- 320 .
2. Бальные танцы. – М., ежегодный выпуск. 1963-1998.
3. Беспятова Н. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до
реализации - М., 2003.
4. Богаткина Л. Танцы и игры на вечере молодежи. – М., 1955.
5. Богаткина Л. Хоровод друзей. – М., 1957
6. Бочаров А., Ширяев А., Лопухов А. Основы народно-характерного танца. – Л.; М.,
1989.
7. Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. - М.: Прикосновение,
2005. - С. 127.
8. Ваганова А. Основы классического танца. – Изд.5-е. – Л., 1980.
9. Ваганова А.Я. Основы классического танца. 8-е изд., стер. – СПб.: Издательство
«Лань», 2003. – 192 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
10. Васильев О.С. Семиотика этнокультуры/ О.С.Васильев // Современные эстрадные
танцы, № 2 (14), 2003. - С. 30-31
11. Васильева Е. Танец. – М., 1988.
12. Васильева Т. Секрет танца. – СПб., 1997.
13. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. – М., 1963.
14. Вербицкая А. Основы сценического движения. – М., 1983.
15. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1976.
16. Воронина И. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. – М., 1980.
17. Гусев С., Гусева Ю. Танцы и игры Артека. – М., 1997.

18. Джазовый танец. Учебное пособие для студентов и преподавателей институтов
искусства и культуры, колледжей и училищ. ЧГАКИ. - Л.Д. Ивлева. Челябинск,
2006.
19. Дополнительное образование детей. Учебное пособие. - М., 2000.
20. Ивановский Н. Бальный танец XVI-XIX вв.: - Л., 1996
21. Кветная О. Историко-бытовой танец. – М., 1998.
22. Климов А. Основы русской народной хореографии. – М., 1986.
23. Кох И. Основы сценического движения. – Л., 1970.
24. Мессер А. Уроки классического танца. – М., 1967.
25. Материалы научно – практической конференции. Воспитательный потенциал
системы ДО. - Москва - Оренбург, 2000.
26. Модерн – джаз – танец. Продолжение. М. ВЦХТ, В.Ю. Никитин. 2001.
27. Народно-сценический танец. Зацепина К., Климова А. и др. – М., 1976.
28. Образовательные программы для учреждений дополнительного образования.
Часть I, II – Издательство ИИУМЦ «Образование», Челябинск, 2002.
29. Ощурко Л. Народные танцы. – Кишинев, 2003.
30. Плотникова Е. Народная педагогика и здоровье подрастающего поколения:
Методические рекомендации. – Магнитогорск, 2001
31. Плотникова Е. Местные традиции уральской географической зоны. Методические
рекомендации. - Магнитогорск, 1996.
32. Русские народные танцы. – М., 1968.
33. Сборник авторских образовательных программ – лауреатов IIIВсероссийского
конкурса (для системы ДОД). М., 1999).
34. Стриганов В., Уральская В. Современный бальный танец. – М., 2002.
35. Стриганов В., Уральская В. Современный бальный танец. – М., 2002.
36. Тарасов Н. Классический танец: Методическое пособие. – Л., 1986.
37. Ткаченко Т. Народные танцы. – М., 2004.
38. Устинова Т. Избранные русские народные танцы. – М., 2000.
39. Череховская Р. Танцевать могут все. – Минск, 1998.
40. Шереметьеская Н. Прогулка в ритме степа. – М., 1995.
41. Шереметьеская Н. Прогулка в ритме степа. – М., 1995.
42. Школьников Л. О танцах в шутку и всерьез. – М., 1998.
43. Школьников Л. Рассказы о танцах. – М., 2000.
Список литературы для детей и родителей
1. Андреева Ю. Танцетерапия. – СПб.: Изд-во «Диля», 2005.
2. Батицкий М. Знаете ли вы музыку? Занимательные задачи-головоломки, ребусы,
кроссворды. М., Музыка, 1982.
3. Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э. Язык. Музыка. Математика. – М.: Издат. «Мир»,
1981.
4. Васильева Т. Секрет танца. – СПб., 1997.
5. Дебесс М. Подросток. – 20-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
6. Карташова Н.Н. Воспитание танцем. – Челябинск, Южно-Уральское кн. Издво,1976.
7. Келдыш Г.В. Энциклопедический музыкальный словарь. – М., 1989.
8. Маркуша А. Желаю счастья, девочки! – М., Детская литература, 1974.
9. Науменко Н. От зимы до осени. – М., Детская литература, 1982.

10. Пасютинская В. Волшебный мир танца: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение,
1985.
11. Треверс П.Л. Мэри Поппинс. – М., Детская литература,1968.
12. Физкультура для всей семьи. -2 изд., стереотип./ Сост. Козлова Т.В., Рябухина Т.А.
-М.: Физкультура и спорт, 1990.
13. Череховская Р. Танцевать могут все. – Минск, 1998.
14. Школьников Л. О танцах и в шутку и всерьез. – М., 1998.
15. Школьников Л. Рассказы о танцах. – М., 2.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».