Пояснительная записка
Программа театральной студии «Куриный бульон» базируется на
основных нормативно-правовых документах РФ:
Федеральный Закон
«Об образовании в Российской
Федерации» 29.12.2012 № 273- ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам» от
09.11 2018г. №196;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.317214);
Концепция общенациональной системы выявления и
развития молодых талантов (утверждена президентом РФ 03.04.2012
г.);
Концепция развития дополнительного образования детей
(от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» от 2018 г.
В основу данной программы обучения учащихся
театральной деятельности положена программа, рекомендованная
Министерством образования РФ, автор Н.Ф. Сорокина «Театртворчество-дети».
Актуальность театрального кружка заключается в возможности
самовыражения,
он
может
стать
инструментом
решения
характерологических конфликтов и средством снятия психологического
напряжения. Приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия
друг
с
другом,
совместной
работы
и
творчества,
решения
характерологических конфликтов.
Воспитание средствами театра предполагает восприятия искусства,
понимания языка искусства и его специфики. Ценность необходимых для
творчества знаний определяется прежде всего
системностью,
ведущим, структурообразующим элементом, которой является театральная
игра.
Отличительной особенностью является игра, самый доступный для
ребенка вид деятельности, с помощью которого он познает окружающую
действительность, основы поведения, морально-нравственные нормы. Игры
не просто приносят детям удовольствие, но и подготавливают его к
дальнейшей взрослой жизни в социуме, воспитывают, развивают и обучают.
Кроме того, через игру формируются основные качества личности ребенка –
толерантность, отзывчивость, доброта, ответственность, эмоциональность.
Также в процессе игровой деятельности у детей формируются и развиваются
психические процессы, создаются условия для развития творческой
инициативы и потенциала ребенка. Программа направлена на воспитание и
развитие у детей общекультурных компетенций (толерантность,
нравственность,
духовность,
эрудированность,
культурность,
доброжелательность,
интеллектуальность);
личностных
качеств,
позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов; формирование у детей художественно-эстетических взглядов,
моральных и нравственных установок, потребности общения с духовными
ценностями; формирование умения у детей самостоятельно воспринимать и
оценивать многообразные культурные ценности; воспитание детей в
позитивной творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости.
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей, предназначена (Адресат) для работы с детьми младшего
школьного возраста. Программа учитывает особенности детей младшего
школьного возраста и предполагает освоение различных типов игр, а также
приобретение умения провести эти игры со своими сверстниками. Срок
освоения программы составляет 1 год (144 часа). Режим занятий: 2-З раза
в неделю (с делением на подгруппы). Форма проведения занятий может
быть, как групповой (от 11 человек), так и мелкогрупповой (до 10 человек).
Программа представляет стартовый уровень.
В основу программы положены ведущие методологические
принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что
относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не
изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком
подходе педагогическая система работы со старшими школьниками
рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных
компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса,
содержание образования, методы и формы педагогического процесса и
предметно-развивающая среда.
2. Личностный подход, утверждающий представления о
социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В
рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на
естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала
личности, создания для этого соответствующих условий.
З. Деятельностный подход. Деятельность- основа, средства и
решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная
работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает
обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее
организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке
результатов деятельности.
4. Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность
человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его
деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее
отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной
группы, что требует особого внимания к личностной стороне
педагогического воздействия с детьми.
5. Культурологический подход обусловлен объективной связью
человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только
развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто
принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов
культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей
представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых,
становление его как творческой личности.
Успешное освоение программы способствует творческому,
эстетическому, духовно-нравственному развитию обучающихся, созданию
основы для приобретения им опыта исполнительской практики.
Формы обучения. Занятия проходят в форме игровой деятельности,
включающую в себя постановку и выполнение игровых, развивающих,
воспитательных и обучающих задач, осуществление игровых действий по
определенным правилам.
Основные методы обучения по данной программе:
1. Игровой метод.
2. Наглядный метод. Он связан с показом или демонстрацией какихлибо действий, движений.
3. Словесный метод – беседа, рассказ, обсуждение, объяснение.
4. Метод сюжетно-ролевой игры воспитывает у детей умение
создавать и развивать совместную игру в небольших подгруппах, опираясь
не только на общие правила игры, но и на сюжетные замыслы партнеров.
5. Метод перемены ролей в одной и той же сюжетно-ролевой игре
воспитывает гибкость, пластичность сценического поведения, развивает
коммуникативные навыки, фантазию и воображение.
Структура занятия:
1. Разминка. Игровые комплексы:
- на развитие внимания и памяти;
- на снятие мышечного напряжения и устранения зажимов движений;
- на развитие фантазии и воображения;
- на развитие сценического общения.
2. Народные игры (музыкально-дидактические игры).
3. Сюжетно-ролевые и режиссерские игры.
4. Обсуждение занятия. Анализ. Закрепление полученных знаний,
умений и навыков. Может быть задействована культурно-просветительская
работа, связанная с посещением театров и музеев, выставок и различных
игровых программ, концертов и мероприятий культурного характера. Также
на уроках возможны различные просмотры театральных постановок,
виртуальные экскурсии, создание пластилиновой мультипликационной
картины с использованием инновационных технологий.
Основы театральной игры. Знакомство детей с различными видами
игр, организуются практические игры по предложенным детьми темам.
Формы и виды игр. Понятие о классификации игр. Общая классификация
игр: - по форме: индивидуальные, парные, мелкогрупповые, коллективные,
настольные, аудиторные (игры в помещении), игры на открытом воздухе,
игры на воде и пр.; - по видам: подвижные, спортивные, развивающие,
интеллектуальные, игры-забавы, аттракционы; - по содержанию (сюжетные
игры): игры на сказочные и бытовые сюжеты. Осваиваются некоторые
простейшие игры. В ходе занятий происходит анализ: что развивают игры,
какие качества формируют игры? и т.д. Игровые комплексы различных типов
для развития внимания и памяти. Игровые комплексы различных типов для
формирования свободы движений и снятия мышечных зажимов и
напряжений. Игры на развитие фантазии и воображения. Это всевозможные
игры, задача которых – стимуляция творческой инициативы учащихся. К
таким играм можно отнести. Игры на развитие сценического общения. Это
преимущественно парные, мелкогрупповые и коллективные игры. Основная
задача таких игр и упражнений – формирование навыков чувствования
партнера, навыков работы в команде.
Народные игры. Задача этого раздела обучения состоит в том, чтобы
приобщить детей к игровой копилке традиционной народной культуры, а
также культуре различных народов, развивая и воспитывая тем самым
интерес к изучению народных традиций, а также толерантность и уважение к
другим национальностям.
Сюжетно-ролевые игры.
Музыкально-дидактические игры. Дидактическая игра – игра,
направленная на расширение, углубление и систематизацию знаний об
окружающем, на воспитание познавательного интереса и познавательных
способностей. Сущность дидактической игры заключена в том, что ребѐнок
решает умственную задачу в занимательной форме, сам находит решение,
преодолевая при этом некоторые трудности. Умственная задача
воспринимается ребѐнком как практическая, игровая, тем самым повышается
его умственная активность.
Хороводные.
Режиссерские игры. Режиссерские игры воспитывают у детей интерес
к творчеству, формируют и развивают творческий потенциал и креативность,
воспитывают ответственность за свою работу, развивают лидерские качества.
Итоговое игровое занятие в конце года может быть проведено в
форме – спектакля.
Целью программы является приобщение детей к основам
театрального искусства посредством игровой деятельности и эффективное
развитие их творческих способностей.
Основные задачи:
Обучающие
- знакомство детей с основой театральной деятельности – игрой;
- знакомство и обучение детей различным типам и видам игр
(познавательные, подвижные, народные, дидактические);
- освоение учащимися основных приемов и средств воплощения
игровой ситуации;
освоение учащимися основных приемов и средств воплощения
игровой ситуации;
- освоение учащимися различных выразительных средств для
создания игрового образа (пластика, мимика и т.д.);
- обучение логике и последовательности действий (движений) в
комплексных игровых упражнениях;
- обучение профессиональной театральной терминологии; - развитие
внимания, памяти, мышления учащихся;
Развивающие
- знакомство и обучение детей различным типам и видам игр
(развивающие, сюжетно-ролевые и режиссерские игры);
- развитие фантазии и воображения учащихся, связанных с
творческой деятельностью;
- формирование и развитие музыкальности и ритмичности детей; приобретение навыков владения голосом;
- формирование и развитие навыков владения средствами
пластической выразительности при создании игрового образа;
- формирование и развитие быстроты реакции, сообразительности и
находчивости;
- формирование и развитие раскрепощённости и свободы движений
(снятие мышечных зажимов, зажатости, скованности движений);
- формирование и развитие навыков самостоятельного творческого
образного мышления;
Воспитывающие
- воспитание морально-этических норм поведения в детском
коллективе;
- воспитание норм поведения в театральных играх при соблюдении
определенных ограничений и правил;
- приобретение навыков координации своих действий с участниками
игры;
- приобретение навыков коллективного творчества при реализации
события в игровом задании;
- формирование и развитие выдержки, настойчивости и
работоспособности;
- воспитание творческой инициативы учащихся;
- приобретение учащимися знаний о технике безопасности при
участии (выступлении) на сцене в театральной игре.
Содержание программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема занятия
№п\
п
1.
2.
3.
4.
Кол-во часов
Теория
Набор
1
детей
в
объединение.
Инструктаж по технике безопасности.
Основы
2
театральной игры.
Формы и виды игр.
Игровые
3
комплексы
различных типов для развития внимания и
памяти
Игровые
4
комплексы
различных типов
для формирования
свободы движений и снятия
мышечных зажимов и напряжений
Игры
5
на развитие фантазии и воображения
2
Практи
ка
1
6
3
6
12
6
12
Педагогическое
наблюдение
6
12
Игры на развитие сценического общения
6
12
Народные
7
игры
12
12
Сюжетно-ролевые
8
игры.
6
12
Музыкально-дидактические
9
игры
6
12
Режиссерские
1
игры
6
12
Составление программ и сценариев
театрально-концертных
выступлений.
Репетиции.
Выступления на праздничных концертах,
мероприятиях проводимых школой и
другими организациями.
6
24
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.1
.
12.
Форма контроля
12
216
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Концерт
Ожидаемые результаты реализации
способы определения результативности.
программы
и
Личностные:
Формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к духовным ценностям.
Формирование
основ
гражданской
идентичности,
осознания себя как члена семьи, представителя народа, гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю;
Формирование эмоционального отношения к искусству;
Формирование
духовно-нравственных
ценностей,
эстетических потребностей культуры чувств;
Реализация творческого потенциала в процессе игры;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками во время занятий, репетиционной и концертной
деятельности, умения работать в коллективе;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
Умение соотносить свои действия с планируемым
результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действия в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Познавательные УУД:
Формирование представлений о театральном искусстве, как
неотъемлемой части их общей духовной культуры, потребности в
общении с театром для дальнейшего духовно-нравственного развития,
социализации,
самообразования,
организации
содержательного
культурного досуга на основе осознания роли театра в жизни отдельного
человека и общества, в развитии мировой культуры;
Формирование представлений о мире профессий,
связанных с театральным искусством, их востребованности на рынке
труда.
Коммуникативные УУД:
Умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с педагогами и сверстниками, работать
индивидуально и в группе;
Находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования
позиций
и
учета
интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные:
Знать:
типы и виды игр; формы театральных игр;
знать основные приемы и средства воплощения игровой
ситуации;
Уметь:
применять полученные знания и приобретённый опыт
творческой деятельности при реализации различных проектов для
организации содержательного культурного досуга во внеурочной и
внешкольной деятельности;
объяснять правила проведения игры;
самостоятельно провести несложные игры из копилки
различных игр;
координировать свои действия с участниками игры;
самостоятельно планировать свои действия в соответствии
с поставленной задачей;
Необходимые условие реализации программы.
Материально-технические условия
Материально-технические условия реализации программы учебного
предмета:
1. Учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарных и
противопожарных норм;
2. стол;
3. стулья;
4. магнитофон или CD-проигрыватель;
5. компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
6. возможность подключения к сети Интернет;
7. фонотека;
8. видеотека;
9. спортивный инвентарь (скакалки, обручи, веревочки, мячики);
10. Театральный реквизит (элементарные сценические декорации,
маски, костюмы и пр.).
На занятиях детям необходимо иметь удобную одежду (спортивную
форму), мягкую нескользкую обувь.
Информационное обеспечение
https://nsportal.ru/
https://forum.in-ku.com/showthread.php?t=135595
https://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/metodicheskierekomendacii-dlya-rukovoditeley-teatralnogo-kruzhka-rabota-nad
Кадровое обеспечение
Педагог
направления
дополнительного
образования
художественного
Методические материалы
- Цикл мультфильмов «Гора самоцветов» (русские сказки, потешки);
- сборники русских народных сказок;
- сборники пословиц и поговорок;
- книги о животных;
- сценарии.
Формы и виды контроля
Виды
образования:
контроля
достижений
результатов
дополнительного
индивидуальная оценка результатов дополнительного
образования каждого обучающегося на основании экспертной оценки
личного портфолио, самооценка каждого участника коллектива;
коллективный результат деятельности театральной студии,
групповых и индивидуальных выступлений – участие в концертах и
конкурсах разного уровня, самостоятельные мероприятия коллектива:
занятие-концерт, открытое занятие, концерт, творческая мастерская,
творческая презентация, отчётный концерт;
качественная и количественная оценка эффективности
деятельности ОУ по направлениям дополнительного образования на
основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.
Формы подведения итогов освоения программы дополнительного
образования:
участие учащихся в концертных выступлениях
различного
уровня
(классного,
школьного,
районного,
муниципального,
регионального,
всероссийского
и
международного);
участие учащихся в конкурсных программах
различного
уровня
(классного,
школьного,
районного,
муниципального,
регионального,
всероссийского
и
международного);
выполнение творческих и конкурсных работ
художественно цикла различного уровня (классного, школьного,
районного, муниципального, регионального, всероссийского и
международного).
Оценочные материалы
Педагогическое наблюдение результатов
упражнений по критериям:
- творческое воображение;
- способность к импровизации;
- пластическая выразительность;
- речевые, голосовые и ритмические навыки.
выполнения
игр
и
Список литературы
1.
Азаров Ю.Л. Радость учить и учиться. – СПБ.: Алетейя,
2.
Аникеева Т.А. Воспитание игрой. – М.:. Мирос, 2006.
2010.
3.
Апиян Т.А. Мир игры. – СПб.: Издательство СанктПетербургского государственного университета, 1996.
4.
Выгодский С.Л. Педагогическая психология. – М.:
педагогика, 1991.
5.
Гипиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. –
СПб.: ПраймЕврознак, 2008.
6.
Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М.: б.и.,
1999.
7.
Кипнис М.Ш. Актерский тренинг. – СПб.: ПраймЕврознак, 2008.
8.
Колчеев Ю., Колчеева Н. Театрализованные игры в
школе. – М.: б.и., 2000.
9. Календарные обрядовые праздники для детей: учебное
пособие/сост. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. – М.: Педагогическое
общество России, 2007.
10. Кравцова Е.Е. Разбуди
в
ребенке
волшебника.
–
М.:
Просвещение, 2006.
11. Миллер С. Психология игры. – СПб.: б.и., 1999.
12. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский
детский игровой фольклор: в кн. «Для учителя и учащихся»/Сост. М.Ю.
Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.
13. Праздники в народных традициях. Литературно-музыкальный
альманах «Молодежная эстрада». - № 11-12, 2004.
14. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.
15. Станиславский К.С. Актерский тренинг. Работа актера над
ролью/К.С. Станиславский. – М.: АСТ, 2009 (золотой фонд актерского
мастерства).
16. Шангина И.И. Русские традиционные праздники. – СПб,
АзбукаКлассика, 2008.
17. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999.