ДООП туристско-краеведческой направленности _Активисты школьного музея_

Комплекс основных характеристик

Пояснительная записка
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид образования –
дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей
детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного
времени.
При создании программы руководствовались следующими нормативно-правовыми
документами, регламентирующими деятельность дополнительного образования в МАОУ
СОШ№10 с углубленным изучением отдельных предметов:
Федеральные
1. Конституция РФ
2. Трудовой кодекс РФ
3. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
4. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» от 24.06.1999 г «120-ФЗ
5. ФЗ от 22.08.2004 г №122-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений»
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (с изменениями).
7. Положение о лицензировании образовательной деятельности (в ред. Постановления
Правительства РФ от 19.07.2012 №731, от 24.09.2012№957)
8. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от
29.08.2013№1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам)
9. СанПиН 2.4.4 1251-03 (утвержденные Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 29.12.2010№189 г. Москва «Об утверждении СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях»
10. Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея»
авторы: Казурова О.А., Константинов Ю.С. , программа подготовлена Федеральным
центром
детско - юношеского туризма и краеведения, рекомендована для
использования в системе дополнительного образования детей. М. 2008г.
Локальные
11. Устав МАОУ СОШ№10
12. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся «Ягражданин» для уровня начального образования;
13. Программа воспитания и социализации обучающихся «Я в гражданском обществе»
для уровня основного общего образования
14. План воспитательной работы на учебный год
15. План внеурочной деятельности
Направленность общеразвивающей программы – туристско-краеведческая.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что проблема патриотического

воспитания детей и молодежи в последнее время находится в центре особого внимания государства
и общества. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской

1

Федерации на 2016-2020 годы», сохраняет непрерывность процесса формирования у россиян
патриотического сознания и гражданской идентичности как факторов единения нации.

Отличительной чертой программы является то, что рассматривается именно
школьный музей - самостоятельный, цельный культурно-исторический организм, со своей
неповторимой судьбой и характером, который является призмой, через которую школьник
получает возможность узнать прошлое своих предков, оценить свое настоящее и приступить
к проекции и реализации своего будущего. Выразить свои впечатления, свое понимание
окружающей действительности воспитанник может через формирование собственных
экспозиций в коллективном долгосрочном образовательном проекте - создании школьного
музея. Предметом комплексного рассмотрения на занятиях будет социальный объект, изучая
который воспитанники овладеют основами музееведения.
Адресат – возраст воспитанников 12-15 лет, разновозрастная группа численностью 15
человек. Возрастные особенности подростков данного возраста: развитие познавательной

сферы. Продолжают развиваться все виды мышления: переход от мышления, основанного на
оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому рефлексивному.
Становление основ мировоззрения. Интеллектуализация таких психических функций, как восприятие
и память; развитие воображения. Умение оперировать гипотезами. Возрастные новообразования
Личностная нестабильность. Развивается чувство взрослости – отношение к себе подростка, как к
взрослому, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Стремление к самостоятельности.
Формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»
(представления о собственной внешней привлекательности, о своем уме, способностях, о силе
характера, доброте и других качествах). Самокритичность, ранимость.
Образовательный процесс в МАОУ СОШ № 10 строится с учётом индивидуального
развития личности ребёнка. В ходе образовательного процесса реализуются принципы
педагогики сотрудничества и сотворчества, что позволяет достаточно рано выявить природные
наклонности и способности конкретного ребёнка и создать условие для развития личности.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года. Допускается
прием обучающихся в течение учебного года. Продолжительность учебного года соответствует
календарному-учебному графику.
o период школьных каникул занятия могут:
проводиться по специальному расписанию с переменным составом учащихся;
продолжаться в форме поездок, экскурсий и т.п.
проводиться на базе специальных учебных заведений, музеев и предприятий с целью
профориентации учащихся.
Комплектование учебных групп начинается в сентябре.
Режим занятий. Занятия детей могут проводиться в любой день недели, включая
воскресные дни и каникулы. Между учебными занятиями и посещением объединений
дополнительного образования детей организован перерыв для отдыха не менее часа.
Деятельность детей осуществляется по группам или всем составом, как в одновозрастных,
так и в разновозрастных, в которых могут заниматься учащиеся в возрасте от 12 до 15 лет.
Численный состав группы объединения определяется программой педагога в зависимости
от возраста обучающихся, года обучения, специфики деятельности данной группы не более 15
человек.
Согласно СанПиН 2.4.4. 1251-03, продолжительность занятий детей не должна
превышать:
o учебные дни – 1,5 часа;
o выходные и каникулярные дни – 3 часа.
После 30-45 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин.
для отдыха детей и проветривания помещений.
Продолжительность одного занятия зависит также от возраста обучающихся. В МАОУ СОШ
№ 10 рекомендована следующая продолжительность учебного занятия (с поправкой на то, в
какой день недели проходит занятие – в обычный учебный день, после уроков или в выходной):
для школьников среднего и старшего возраста – от 1,5 до 3-х часов.
2

Объем общеразвивающей программы. Рабочая программа «Активисты школьного

музея» рассчитана на 144 часа. Срок освоения - один год обучения.
Уровневость освоения. «Стартовый уровень» - использование и реализация
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальная сложность для
освоения содержания программы. «Базовый» - использование таких форм организации
материала, которые допускают освоение специальных знаний и языка, гарантированно
обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления программы.
Занятия проводятся с полным составом объединения, но по мере роста опыта детей
следует делать больший упор на групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия по
выполнению творческих заданий, особенно на том этапе обучения, когда начинается
специализация. Программа предусматривает проведение индивидуальных занятий и
консультаций с участниками объединения по их функциональным музееведческим и
краеведческим специальностям.
Организация учебного процесса по программе предусматривается в течение
календарного года (35 учебных недель)
Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и
предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла,
проведении каждого занятия, мероприятия.
Формы и методы работы. При реализации программы необходимо отдавать
преимущество активным формам работы, предусматривать организацию краеведческих
викторин, экскурсионных поездок, подготовку учащимися докладов, исследовательских
работ, разнообразной наглядности (альбомы, раскладушки, плакаты), которая пополнит
научно-вспомогательный фонд музея, а так же участие кружковцев в различных культурномассовых мероприятиях, проводимых на базе школьного музея (экскурсии, музейные часы,
вечера встреч). Реализация принципа свободы, который диктует предоставление учащимся
реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, уровня
усвоения материала, формирование чувства ответственности за результат своего выбора.
Процесс успешного развития навыков неразрывно связан с активной умственной
деятельностью обучающихся, индивидуальной и коллективной работой по выполнению
обязанностей в объединении. Воспитанники должны быть призваны активно соучаствовать
в выработке, анализе и реализации действий по решению стоящих задач.
Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Виды занятий: учебная работа: практическая работа на местности; учебные
экскурсии вне музея; уроки в музее экскурсии в музее- изучение исторических событий
Воспитательная работа: экскурсии, походы; туристические поездки; встречи, сборы,
собрания; уроки мужества, акции.
Формы подведения результатов: тесты; контрольные вопросы; проекты; экскурсии
Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель: развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами туристскокраеведческой деятельности.
Основными принципами туристско-краеведческой деятельности являются:
- создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объединения - одного из
эффективных инструментов позитивного воздействия на личность подростка;
- формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством привлечения
подростков к краеведческой поисково-исследовательской работе, к походам и экскурсиям,
расширение кругозора воспитанников с помощью краеведческой должностной
инструментовки;
- внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправления детского объединения.
Задачи данной программы подготовки активистов школьных музеев многопрофильны и
определяют комплексный подход к воспитанию и обучению воспитанников, позволяя
3

сочетать умственное, патриотическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание
учащихся. Особое внимание уделяется развитию духовности воспитанников путем непосредственного и эмоционального соприкосновения с реальной жизнью в природной и
социальной сфере - памятники и достопримечательности великой истории и культуры
России; природный ландшафт; непосредственное общение с людьми труда и дела в
российских селениях и малых русских городах; включенность подростка в творческий
процесс интенсивного становления своей личности; приобретение разнообразных,
необходимых в жизни знаний, трудовых навыков; формирования дружбы и товарищества
путем совместной работы - вот реальные рычаги воспитания духовности и характера
подростков.
Задачи:

формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей личности
воспитанника;
 формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных
условиях как социальной, так и природной среды;

профессиональная ориентация подростков;

формирование прочных трудовых навыков и навыков;
Обучающие
- познакомить учащихся с историей музейного дела;
-типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России
(фондовой, архивной, культурно-образовательной и экспозиционной работой музея);
- сформировать у учащихся представления о современных музейных технологиях;
- развить первичные практические навыки музейной работы;
- побудить интерес учащихся к поисково-исследовательской деятельности.
Развивающие
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- использовать полученные знания на уроках и во внеурочной деятельности;
- научить исследовательской и проектной деятельности;
- представлять свои знания и умения на различных конкурсах, видеть свой результат и
необходимость своей деятельности.
Воспитывающие:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Содержательный раздел

Содержание общеобразовательной программы
№
1

2

Учебный (тематический план)
Название
раздела,
темы
всего
Вводное
занятие. 4
Инструктаж по ТБ.
Знакомство
с
компьютером
Всероссийское 4
туристскокраеведческое
движение

Количество часов
теория
практика
2
2

2

2

Формы
аттестации/контроль
Входная аттестация

викторина

4

3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17

18

19

обучающихся
Российской
Федерации
«От6ечество»,
Наследие в школьном
музее
Родной
край
в
истории государства
Функции школьного
музея
Организация
школьного музея
Моя семья и родной
край
Наша
школа
в
истории города
Комплектование
фондов
школьного
музея
Фонды
школьного
музея
Учет и
описание
музейных предметов
Экспозиции
школьного музея
Тексты в музейной
экспозиции
Военная
слава
земляков
Экскурсионная работа
в школьном музее
Экскурсионные
поездки по Уралу
Подготовка и участие
в
конкурсах
исследовательских
работ
Заседание Совета и
актива
школьного
музея
Итоговое занятие
Итого

8

4

4

тестирование

8

4

4

опрос

4

2

2

8

4

4

Выбор поручений

16

8

8

16

8

8

Составление
альбомов
Рассказ; экскурсия

8

4

4

Разработка
маршрутов

8

4

4

Игра-практикум

8

4

4

4

2

2

4

2

2

18

8

10

Составление
паспорта
Составление плана
экспозиции
Составление
этикетажа
презентация

4

Составление текстов

4
8

1

7

фотоотчет

8

1

7

Творческие работы

4

4

2

2

144

60

Анкетирование,
опрос

84

Содержание программы
1.Вводное занятие.
Теория: Вводный инструктаж. Ознакомление с программой. Понятия: музей,
музееведение. Причины и условия возникновения музеев. Развитие музеев в процессе
развития человечества. Музееведение как комплексная наука. Предмет и задачи
музееведения. Структура кружка, цели и задачи музейного дела в школе.
Практическое занятие: игры на знакомство, встреча с учителями-ветеранами,
тестирование
2. Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской
Федерации «Отечество».
5

Теоретические занятия. Инструктажи Цели, задачи, участники музейного движения.
Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно –
методический центр движения республики, района. Организация участия учащихся в
местных, региональных и всероссийских краеведческих программах
Практические занятия. Викторина о символике России, республики, района.
3.Наследие в школьном музее.
Теоретические занятия . Понятие об историко-культурном и природном наследии.
Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение
как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия
как способ их охраны и использования.
Практическое занятие. Подготовка рефератов, просмотр фильмов знаменитых
музеев
4. Родной край в истории государства российского.
Теоретические занятия Мифология по истории заселения родного края. Первые
упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте
истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.
Практические занятия. Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и
культуры родного края.
5. Функции школьного музея.
Теоретические занятия. Полифункциональность школьного музея: творческая
лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества
родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов
наследия; школа профессиональной ориентации детей.
6.Организация школьного музея.
Теоретические занятия. Школьный музей как общественное учебноисследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации,
ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы
школьного музея. Практические занятия. Выборы исполнительных органов школьного
музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих
групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей)
школьного музея и утверждение его состава.
7.Моя семья и родной край.
Теоретические занятия. Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и
реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи,
рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Практические занятия. Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях,
связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
8.Наша школа в истории города.
Теоретические
занятия.
История
школы.
Школьные
традиции
и
достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации
о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники
по истории школы в районных, городских, областных и республиканских архивах.
Практические занятия. Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись
воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по
истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного
края. Ведение исторической хроники и летописи школы.
9. Комплектование фондов школьного музея.
Теоретические занятия . Организация поисково-собирательской работы. Выбор
темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное
снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения.
Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и
предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и
6

физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций,
других полевых изысканий.
Практические занятия. Составление планов поисково-собирательной деятельности.
Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы.
Разработка маршрутов походов и экспедиций.
10. Фонды школьного музея.
Теоретические занятия. Структура и состав собрания школьного музея: основной и
научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования
фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности
музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация
музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и
архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Практические занятия. Игра-практикум по разработке структуры музейного
собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических,
систематических и персональных коллекций.
11.Учет и описание музейных предметов.
Теоретические занятия. Задачи учета и научного описания музейных предметов.
Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и
коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Практические занятия. Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта
и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.
12. Экспозиция школьного музея
Теоретические занятия. Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций:
тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные
приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных
предметов в экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные,
передвижные, фондовые.
Практические занятия: составление плана экспозиции, разработка и создание
тематической фондовой выставки, посвященной знаменательным датам.
13.Тексты в музейной экспозиции.
Теоретические занятия. Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих
и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы
размещения текстов в экспозиции.
Практические занятия. Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам,
изготовление этикеток и проведение этикетажа имеющихся музейных экспонатов.
14.Военная слава земляков.
Теоретические занятия. Военные традиции земляков. Жители родного края –
участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил
России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина
России.
Практические занятия Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых
военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у
родственников и знакомых. Книга Памяти.
15.Экскурсионная работа в школьном музее.
Теоретические занятия. Экскурсия как форма популяризации историко-культурного
и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая,
учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников,
научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство
экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Практические занятия. Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по
выбранной теме. Проведение экскурсий.
16. Экскурсионные поездки по родному Уралу.
7

Теория. Проведение инструктажа.
Практика: Экскурсия в г. Нижний Тагил, Артемовск, Сысерть и др.
17.Подготовка и участие в конкурсах исследовательских работ.
Теория: ознакомление с положениями конкурсов, общие требования к написанию
реферативных и исследовательских работ.
Практика: Сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой
Отечественной войны, работа над рефератами, участие в районных научных конференциях,
участие в конкурсах гуманитарно-экологических проектах, интеллектуальных играх и
конкурсах, работа с архивными документами в исследовательских целях. Индивидуальные
консультации по темам проектов.
18.Заседание Совета и актива школьного музея Проведение заседаний согласно
годовому плану.
19. Итоговое занятие. Практика: Проведение итоговой аттестации, итогов работы за
год. Награждение лучших учащихся.
Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей
программы
Обучающиеся должны:
 обладать способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем,
осознавать свою роль и уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и
поступков, принимать решения;
 знать особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные
основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы
социальных явлений и традиций;
 уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию,
преобразовывать, сохранять и передавать ее;
 уметь применять коммуникативные навыки, необходимые для общения в учебной,
повседневно-бытовой, деловой сферах, сферах досуга и развлечения;
 овладеть способами духовного и интеллектуального саморазвития;
 овладеть способами деятельности в собственных интересах и возможностях с точки
зрения здорового образа жизни;
 наличие комфортного психологического климата единой образовательно-воспитательной
среды школы;
 наличие количества призеров в различных направлениях деятельности на мероприятиях
разного уровня;
 наличие у обучающихся устойчивого познавательного интереса к выбранному виду
творчества;
 сформированность представлений о возможном выборе профессии;
Портрет выпускника:
 личность со сформированной гражданской позицией – осознающая собственную
принадлежность к географическому, культурному сообществу – Российской Федерации,
понимающая и принимающая свою страну; относящаяся с уважением к истории,
традициям; гражданам своей страны;
 личность с устойчивой мотивацией и потребностью и саморазвитию, познанию и
творчеству;
 личность, готовая к осуществлению деятельности во взрослом социуме;
 личность, ориентированная на абсолютные человеческие ценности.
Личностные результаты:
 Развитие ответственности, трудолюбия, дисциплины, способности принимать
совместные решения в коллективе, осознание ответственности за свое решение.
 Умение доводить дело до конца, соблюдение правил поведения.
 Умение трудом добиваться своей цели.
8











Развитие интереса к дополнительным источникам знаний для дальнейшего
самообразования.
Эмоционально-положительное восприятие системы своих отношений со сверстниками и
взрослыми.
Формирование эстетических потребностей и ценностей.
Развитие эстетических чувств и художественного вкуса.
Закрепление положительного опыта творческой деятельности.
Развитие познавательных процессов и интересов. Знание основ традиционной культуры.
Умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных
ситуациях.
Сознательное отношение к своему и чужому здоровью. Осознание ценности личности
каждого человека
Формирование основных нравственных качеств. Социальная активность ребенка.
Принятие и соблюдение социальных и этических норм общества.

Метапредметные результаты:
 Работать в команде, уметь принимать коллективные решения, решать проблемные
ситуации в команде и индивидуально.
 Работать в едином темпе со всем коллективом.
 Уметь организовывать изучение нового материала самостоятельно.
 Придумывать и исполнять различные звучащие жесты, простейшие танцевальные
движения, артикуляционную гимнастику, примеры музыкального фольклора.
 Применять изученные простейшие танцевальные движения и звучащие жесты для
театрализации своих выступлений.
 Ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.
 Участвовать в творческой жизни школы, праздниках, конкурсах и фестивалях.
Предметные результаты:
Владеть следующими понятиями:
 Музей и его предназначение
 Коллекционирование ценностей
 Виды и типы музеев; ведущие музеи мира
 Фонды музея
 экспедиция
 основы музееведения.
 Основные сведения истории родного края.
 Учетная документация музея
 Профессиональное мастерство экскурсовода
 Памятники истории города
 Начальные навыки работы со словарем, научно-популярной литературой
 Профиль музея
 Отличие музейных экспозиций по профилю музея
 Отбор краеведческого материала
 Ведение исследовательских записей
 Паспорт музейного предмета
 Оформление стенда, выставки
 Создание текста экскурсии

9

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Музейная комната площадью 24 кв м; 9 витрин, скомплектованных по темам; плоскостной
материал для проведения экскурсий (фото, альбомы,книжки-раскладушки)
Для реализации программы имеется:
ПК;
проектор;
цифровой фотоаппарат;
учебно-методическая и научная литература;
экспонаты школьного музея;
иллюстрации по темам программы;
Информационное обеспечение
Компьютер, принтер, сканер, проектор
Базы данных, содержащие полную информацию о солдатах Великой Отечественной войны
1. http://mil.ru – сайт министерства обороны РФ;
2.. http://rgavmf.ru/ - Российский государственный архив Военно-Морского флота с
документами с конца XVII века;
3. http://www.obd-memorial.ru/ - Обобщенный банк данных содержит информацию о
защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной
войны и послевоенный период.
4. http://pobeda.elar.ru/ - «Календарь Победы» представляет собой набор тематических
вестников с описанием сражений, интересными статьями из фронтовых газет, рассказами о
подвигах и судьбах отдельных людей;
5. www.podvignaroda.ru – база данных, содержащая электронный банк документов о
награжденных и награждениях периода Великой Отечественной войне с 1941 по 1945;
6. www.pamyat-naroda.ru - позволяет установить места захоронений, получить сведения о
прохождении службы, о победах и лишенияхна полях сражений;
7. www.moypolk.ru - позволяет выяснить сведения не только о солдатах, но и о тружениках
тыла — живых, умерших, погибших и пропавших без вести.;
8. www.dokst.ru - на сайте доступны сведения о скончавшихся в немецком плену.
Список крупнейших электронных библиотек по военной тематике
1.

http://lib.ru/- Библиотека Максима Мошкова;

2.
http://militera.lib -"Военная литература" - электронная библиотека Подборка
литературы, имеющей отношение к военной истории и истории войн: первоисточники,
архивные документы, мемуары, исследования, проза, поэзия и т.п. (в основном о периоде
Второй мировой войны);
Оцифрованные энциклопедии и издания
1.

ru.Wikipedia.org (википедия.ру) — мировая энциклопедия;

2. http://megabook.ru/- Мегаэнциклопедия Кирилл и Мефодий. Это российская онлайнэнциклопедия. Где можно узнать, какие исторические события происходили в тот или иной
день (Хронограф);
10

3.

http://dic.academic.ru/ - все словари и энциклопедии;

4.
http://www.world-war.ru - Электронное издание на русском, немецком и английском
языках представляет собой архив аудио, видео и текстовых файлов, а также редких
фотографий (в том числе из семейных альбомов) военного времени. Непредвзятое
освещение героических и трагических событий Второй Мировой и Великой Отечественной
войн;
Кадровое обеспечение Педагог, руководитель музея, реализующий данную программу,
должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами:
- умение создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;
- умение увидеть и раскрыть творческие способности воспитанников;
- постоянное самосовершенствование педагогического мастерства и повышение уровня
квалификации по специальности
Методические материалы
1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001
2. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и
развитию детских краеведческих объединений. (Приложение к письму Департамента
молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12
января 2007 г. №06-11)
3. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.
4. Музеи образовательных учреждений как центры музейно-педагогической и краеведческой
работы в патриотическом воспитании молодежи. Методические рекомендации. М.: 2002 г.
5. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982
6. Школьные музеи. Сб. документов. – М., 1987.
7. Школьные музеи. Из опыта работы /Сост. А.Е. Сейненский. – М., 1977.
8. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.,2001.
 Музейные предметы, выставки;
 Фотоматериал (папки по отдельным темам);
 Презентации (творческие отчеты по программе);
 Фондовые работы кружковцев; альбомы, статьи;
 Методические рекомендации, разработки, конспекты открытых занятий;
 Сменный стенд лучших коллективных работ обучающихся к праздничным датам;
 Педагогическая копилка: творческие игры, тесты, игры на внимание, кроссворды,
дидактические игры по краеведению, сценарии проведения массовых мероприятий.
 Специальная литература по музееведению и краеведению;
 Интернет-ресурсы.

Формы аттестации /контроля и оценочные материалы
Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися
дополнительного образования
Система оценивания в данном курсе безотметочная, поэтому в течение года проводится
несколько диагностик:

11

входящая диагностика проводится в начале каждого учебного года с целью выявления
стартовых интересов, навыков детей: отсутствие боязни публики, умение отвечать на каверзные
вопросы; наличие первоначальных исторических знаний;
промежуточная диагностика в середине учебного года чтобы проследить динамику
развития творческих способностей детей: умения составлять рассказы о себе и своей семье, о
историческом событии;
итоговая диагностика проходит в конце учебного путем разработки экскурсии и ее
проведении, участие в конкурсах различного уровня
Для отслеживания и фиксации образовательных результатов используются:
- Грамоты
- Дипломы
- Готовые работы
- фотоматериалы;
- материалы контрольных заданий.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов являются:
- аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики, - конкурс, защита творческих работ.

Управление
реализацией
дополнительной
общеразвивающей
программы
художественной направленности «Активисты школьного музея» осуществляется в
МАОУ СОШ №10 через:
 контроль за выполнением учебно-тематического плана;
 сохранность контингента;
 качество учебно-воспитательного процесса;
 результативность обучающихся.
Контроль за реализацией данной программой предполагается осуществлять через
 проведение текущего мониторинга с последующими анализом и коррекцией.
Анализ эффективности деятельности осуществляется через следующие организационнопедагогические формы: педагогические советы, совещания, собеседования.
Критерии результативности.
ходе мониторинга планируется положительная динамика по следующим критериям:
 рост мотивации обучающихся в сфере творческой деятельности;
 процент обучающихся, готовых к саморазвитию;
 процент обучающихся, готовых к успешной адаптация в социуме;
 рост числа обучающихся, охваченных содержательно-досуговой деятельностью;
 уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в ОДН, КДН, на
внутришкольном контроле;
 увеличение числа педагогов в ОО, вовлеченных в процесс формирования творческой
личности школьников в пространстве дополнительного образования.
В ходе мониторинга предполагается корректировка планов работы педагога,
консультации психолога для педагога, родителей (лиц их заменяющих), детей. Процесс
интеграции общего и дополнительного образования предусматривает доработку и обновление
критериев эффективности.
Контроль результативности дополнительного образования в школе, его интеграции с
общим образованием коллектив МАОУ СОШ № 10 планирует осуществлять путем проведения
мониторинговых исследований, диагностики обучающихся и их родителей (лиц их
заменяющих).
.
Формы текущего контроля:
12

 Участие в общешкольных мероприятиях патриотической направленности.
 Участие в районных, городских и иного уровня мероприятиях, конкурсах.
Формы итогового контроля:
 Участие в конкурсах различного уровня
 Участие в конкурсах
 Разработка и проведение экскурсии
Выбор форм и методов диагностики определяется возрастом учащихся.
В результате анализа выбраны следующие методики изучения эффективности процесса
интеграции различных видов обучения в ОО:
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
(Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В.).
Тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте».
А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»
Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном
учреждении»
Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»
А.Н. Лутошкина по изучению уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив»
Д.В.Григорьева «Социометрического изучения межличностных отношений в детском
коллективе»
Оценка Портфолио обучающихся и др.
Диагностику планируется проводить педагогами дополнительного образования 1 раз в год.

Список литературы
Для педагога
1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. ФЗ «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред.
Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ)
3. Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
4. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации
№653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся
Российской Федерации «Отечество».
5. Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации
«ОТЕЧЕСТВО». Утверждено Заместителем Министра общего и профессионального
образования Российской Федерации 8 декабря 1998 г. и Председателем Союза краеведов
России 7 декабря 1998 г.
6. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 «Методические
рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских
краеведческих объединений.
7. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
8. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
9.. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2, М., Советская энциклопедия,
1965, с. 518-520.
13

10. Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. – Москва, 2010. – 199 с.
11. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
12. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в
школе. Спб., 2002.
13. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
14. Рубан Н.И. Музеология. Учебное пособие. Издание третье. Хабаровск, 2007
15. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории
школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
16. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002
Для учащихся
1. Альбомы, журналы, подборки, стенды музея.
2. Адреса и порталы интернета, связанные с краеведением и музеями
3. Музейные термины / Терминологические проблемы музееведения: М., 1986. С. 35 - 135.
4. Работа с экскурсоводами, их подготовка. Г.И.Беленький, «Приобщение к искусству
слова», «Просвещение», М., 1990г.
5. Российская музейная энциклопедия. В 2-х томах: Т. 1 - М., 2001.
6. Советский энциклопедический словарь: Изд. четвертое. - М., 1988
7. Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2003.

14

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».