Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Нормативная база
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с
законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012),
Концепцией развития дополнительного образованиядетей до 2020 года (распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р), Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки
РФ № 09-3242 от 18.11.2015);
Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018
года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей», Уставом МАОУ СОШ№10 с углубленным
изучением отдельных предметов.
Образовательная
программа
по вокальному
творчеству реализуется
в
художественной направленности.
Актуальность предлагаемой образовательной
программы заключается
в художественном развитии обучающихся,
приобщении их к современной эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних
способностей.
В современных условиях социально-культурного развития общества главной
задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно
исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и
саморегуляции. В концепции художественного образования, указывается, что в процессе
гуманизации и гуманитаризации дополнительного образования дисциплины
художественного цикла должны переместиться в центр изучения, так как обладают
невостребованным воспитательным потенциалом. Об исключительных возможностях
воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все
времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости
слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько
близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует
воспитанию нравственно- эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и
духовных потребностей
учащихся.
Отличительные особенности программы
В отличие от существующих программ данная программа предусматривает
дифференцированный
подход
к
обучению,
учѐт
индивидуальных
психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и
современных приёмов обучения позволяетзаложить основы для формирования основных
компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней,
умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждоговоспитанника
подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей учащегося,
его вокальных данных. В календарно-тематическом плане отражён конкретный
репертуар для каждого воспитанника. При условии одаренности учащегося возможно
освоение программы в сжатые сроки.
Адресат. Возраст обучающихся, на которых рассчитана образовательная
программа 7-13 лет. В вокальный ансамбль учащиеся принимаются на свободной основе.
Детей 7-8 лет отличает: подвижность, любознательность, конкретность мышления,
1
большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго
концентрировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В
эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и
выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и
доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.
Особенности поведения детей младшей группы (7—8 лет): высокий уровень активности
стремление к общению вне семьи; стремление научиться различать, что такое
хорошо и что такое плохо; понимание различий пола; стремление получить время на
самостоятельные занятия; ребенок может быть как целеустремленным, так и
самоуверенным, агрессивным.
Дети
9-10 лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней
уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности.
Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение
ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все
большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны
старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они
легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им
при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных
определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них
резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели,
неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они
больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В
этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться
буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они
весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и
символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям
относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное
отношение и участие взрослого вносят оживление в любую деятельность ребят, и
вызывает их активность.
Особенности поведения детей средней группы (9—10 лет) : стремление
повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек; энергичны, быстры в действии,
настойчивы, инициативны; часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной
деятельности; стремятся к большой мускульной активности; любят коллективные игры;
шумны, спорят; влюбчивы; боятся поражения, чувствительны к критике; интересы
постоянно меняются; мальчики играют с девочками; стремятся к соперничеству;
начинают осознавать нравственные нормы; пробуждается интерес и любопытство ко
всему вокруг.
У младших подростков 11-13 лет резко возрастает значение коллектива, его
общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и
действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в
коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости,
возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются
абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между
привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.
В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно
проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к
романтике. Сопровождающему легче воздействовать на подростков, если он выступает
в роли старшего члена коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействовать на
общественное мнение.
2
Режим занятий и объем
Занятия 1 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа,недельная нагрузка 4
часа (144 часа в год).
Занятия 2 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, или 3раза в неделю
по 2 часа, недельная нагрузка 6 часов (216 часов в год).
Занятия 3 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, или 3раза в неделю
по 2 часа, недельная нагрузка 6 часов (216 часов в год).
Срок освоения программы, формы и режим занятий. Программа рассчитана
на 3 года обучения. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в
вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). В учебном плане 576 часов,
рассчитанных на 3 года обучения. Основной формой образовательного процесса
является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы
работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Уровневость. Содержание и материал
общеразвивающей программы
организован по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности.
Первая ступень - «Стартовый уровень» рассчитан на 1 год обучения для
учащихся – 6-7 лет. Основной формой организации учебной деятельности является
занятие - урок в группах: 4-х человек в дуэтах, трио, квартетах, наибольшее количество
участников ансамбля – 10 человек. Занятия проводятся два раза в неделю в год – 144
часа.
Вторая ступень - «Базовый уровень» рассчитан на 1 год обучения для учащихся
– 7-10 лет. Основной формой организации учебной деятельности является занятие - урок
(продолжительностью 40 минут) в группах до 10 человек. Занятия проводятся три раза в
неделю по 40 минут (в год – 216 часов).
Третья ступень - «Продвинутый уровень» рассчитан на 1 год обучения для
учащихся – 10–13 лет. Основной формой организации учебной деятельности является
занятие - урок в группах до 10 человек. Занятия проводятся три раза в неделю (в год 216 часов)
Форма обучения: очная, возможно дистанционное обучение, фронтальная, групповая,
индивидуальная.
Виды занятий: занятие-изучение нового материала; занятие-повторение; занятия –
концерт; репетиции; творческие отчеты; конкурсные выступления.
Формы подведения результатов. Для данной подпрограммы критерии оценки
следующие: участие в концертных программах; участие в разнообразных вокальных
конкурсах; показ результатов своей работы на открытых уроках по вокалу; участие в
проведении мастер-классов; знание и владение музыкальной терминологией и вокальной
техникой.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных
результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение
педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников в различных
мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных
мероприятиях, конкурсах.
Виды контроля:
- входной - диагностика способностей учащихся. Определение направления индивидуальной
работы. Наличие музыкального слуха (голосовые данные, чувство ритма). Собеседование,
игра, упражнения;
- текущий – степень усвоения обучающимися материала. Определение фактического
состояния обучающегося в данный момент времени;
- итоговый – тестирование, анализ результатов выступления обучающихся в рамках различных
мероприятий и конкурсных программ.
Особенности организации образовательного процесса
3
Образовательный процесс (занятия) осуществляются в группах с детьми разного
возраста. Состав группы постоянный; количество обучающихся 10-12 человек.
Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями
учащихся в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей
помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный
материал, вызвать и сохранить интереси
желание
заниматься сольным
и
ансамблевым пением. Занимаясь в вокальном ансамбле, обучающиеся
получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной
и классической музыки, знакомятся с музыкальной грамотой, приобретают навыки
выступления перед
зрителями, развивают
умственные и физические
центры организма в целом.
Весь курс обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем,
выстроенных по принципу «от простого ксложному», благодаря чему раскрывается все
многообразие связей предметно-практической деятельности с художественным
наследием человечества, мировой историей и миром природы.
Цель и задачи программы
Целью программы
является
приобщение
учеников
к искусству
сольного пения и развитие мотивации к творчеству
В ходе достижения цели предполагается решение следующихосновных
задач.
Обучающие:
обучить навыкам певческой установки;
обучить использовать при пении мягкую атаку;
сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
обучить приѐмам самостоятельной и коллективной работы,
самоконтроля;
сформировать
стереотип
координации
деятельности
голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.
Развивающие:
развить гармонический и мелодический слух;
совершенствовать речевой аппарат;
развить вокальный слух;
развить певческое дыхание;
развить преодоление мышечных зажимов;
развить артистическую смелость и самостоятельность;
развить гибкость и подвижность мягкого нѐба;
Воспитательные:
воспитать эстетический вкус обучающихся;
воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке вцелом;
воспитать чувство коллективизма;
способствовать формированию воли, дисциплинированности,
взаимодействию с партнѐрами;
воспитать
настойчивость,
выдержку,
трудолюбие,
целеустремленность – высокие нравственные качества;
воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.
4
Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Таблица 1
Промежуточная
аттестация
Название модуля
1
год
2
год
3
год
«Основы вокального
исполнения»
144
-
-
Тестирование
«До»
«Ре»
-
216
-
216
Прослушивание
Отчѐтный концерт
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН ПЕРВОГО ГОДАОБУЧЕНИЯ
(стартовый уровень)
Модуль «Основы вокального исполнения»
№
п/п
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
часов
Таблица 2
Формы
аттестации/
контроля
1
2
3
Вводное занятие
Постановка голоса
Развитие
музыкального
слуха
2
6
8
1
2
2
1
4
6
Прослушивание
Прослушивание
Прослушивание
4
Работа
произведением
16
4
12
Наблюдение
Прослушивание
5
Формирование и развитие
сценических навыков
6
2
4
Выступление
6
7
История музыки
Прослушивание
музыкальных
произведений
6
6
4
2
2
4
Беседа
Педагогическое
наблюдение.
Беседа.
8
Посещение
спектаклей,
музеев
музыкальных
концертов,
6
6
-
Беседа
9
10
Репетиционные занятия
Особенности
эстрадного
вокала
20
6
6
20
Прослушивание
Беседа
над
5
11
12
Психологические
и
физиологические факторы,
влияющие
на
развитие
творческих
способностей
Влияние эмоциональногосостояния
на
голосообразование
иобщее
физическое
и
психическое состояние
4
4
-
Беседа
2
2
-
Беседа
13
Преодоление
возможных
голосовых
напряжений
сопряжѐнных
с
возбуждѐнным эмоциональным
состоянием
2
1
1
Беседа
14
Раскрепощение
2
1
1
Педагогическое
наблюдение
15
Саморегуляция
4
2
2
Педагогическое
наблюдение
16
Дыхание
4
4
-
Педагогическое
наблюдение
17
Голосовой аппарат, и как
всѐ устроено
4
4
-
Беседа
18
Правильное дыхание
4
2
2
Педагогическое
наблюдение
19
Дыхание
и его
психической
саморегуляции
4
2
2
Педагогическое
наблюдение
20
Техника речи, вокальная
дикция
4
2
2
Прослушивание
21
22
Речевой аппарат
Характеристики голоса и
речи
4
4
4
4
-
Беседа
Беседа
23
24
Слово в пении
Вокальная
фонетика:гласные и
согласные
в
пении
4
4
2
2
2
2
Беседа
Прослушивание
25
Диапазон. Развитие силы,
объема и яркости
4
2
2
Прослушивание
26
Вокально-хоровые
работы
6
6
-
Прослушивание
27
Итоговое занятие
2
-
2
Промежуточная
аттестация
роль
в
6
144 ч.
ИТОГО:
70
74
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(стартовый уровень)
Модуль «Основы вокального исполнения»
1. Вводное занятие – 2 часа
Теория. Знакомство с учащимися. Знакомство с программой на учебный год. План
творческих мероприятий на учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Рекомендации по приобретению музыкальной литературы.
Практика. Прослушивание с целью определения уровня музыкального развития
учащихся (входная диагностика): диапазона голоса, качества звукообразования, наличия
координации между слухом и голосом, музыкальной памяти; наличия отклонений в
работе голосового аппарата. Выявление заболеваний органов дыхания и заикания.
2. Постановка голоса – 6 часов
Теория. Элементарные представления не только о строении голосового аппарата, но
и о том, что такое:
- правильная постановка корпуса при пении;
- певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдохаперед
началом пения (люфт-пауза ), выработка равномерного выдоха;
- правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с
согласными, четкое произношение согласных;
- слуховое осознание чистой интонации
Практика. Упражнения на дыхание, звукообразование, развитие певческого
диапазона. Распевание. Пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе,
с использованием следующих интервалов:
- на зубные язычные согласные – Д, З, Т, Р, Л, Н;
- на губные – Б, П, В, М.
3. Развитие музыкального слуха – 8 часов
Теория. Музыкальный звук. Тишина, звуки высокого, среднего, низкого регистра;
короткие, длинные.
Практика. Упражнения на развитие музыкального слуха. Работа над координацией
слуха и голоса. Вводятся упражнения с использований гаммы, арпеджио. Наряду с
упражнениями используется пение романсов, классических и современных, песен
военных лет, отечественныхпопулярных песен.
4. Формирование и развитие сценических навыков – 16 часов
Теория. Элементы актерского мастерства. Развитие сценического обаяния.
Практика. Упражнения на развитие сценического обаяния и актёрского мастерства.
5. Работа над произведением – 6 часов
Теория. Показ педагога (демонстрация, исполнение произведений искусства,
сопровождаемое рассказом об этом произведении) проводится, как правило, самим
педагогом и используется как вводное занятие при знакомстве с музыкальным
репертуаром. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое
произведение
Практика. Разучивание музыкального и поэтического текстов.
Работа над вокальной партией. Работа с микрофоном. Формирование умения
работать с профессиональной фонограммой «минус» и микрофоном. Работа над
нахождением и становлением сценического образа обучающегося. Работа над
укреплением вокально-технических навыков и освоением эстрадного вокального
репертуара.
7
6. История музыки – 6 часов
Теория. Рассмотрение исторических этапов развития мировой музыкальной
культуры.
7. Прослушивание музыкальных записей. Знакомство с музыкой различных
эпох и стилей – 6 часов
Теория. Прослушивание американской музыки 20-30-х годов ХХ века.
Фольклор, джаз, классика.
Практика. Анализ прослушанных произведений.
8. Посещение музыкальных спектаклей, концертов, музеев– 6 часов
Теория. Посещение концертов, оперных и музыкальных спектаклей. Экскурсии в
музеи певцов и композиторов с прослушиванием музыкальных произведений.
9. Репетиционные занятия – 20 часов
Теория. Знакомство с певческой установкой. Положение корпуса и головы при пении
стоя и сидя.
Практика. Работа над произведением. Развитие музыкально- образного мышления.
Работа над репертуаром. Подготовка к концертным выступлениям, подготовка
костюмов, сцены, реквизита, музыкальных записей.
10. Особенности эстрадного вокала – 6 часов
Теория. Отличие эстрадного вокала от других видов. Особенности эстрадного пения.
Сочетание различных техник и специфических приемов. Фундаментальные разделы
дисциплины.
Практика.
11. Психологические и физиологические факторы, влияющие наразвитие
творческих способностей – 4 часа
Теория. Понятие голосообразования. Психофизические аспекты человека.
Эмоциональное состояние на исполнительское мастерство. Практика свободного и
глубокого дыхания.
Практика. Пение хорового сольфеджио.
Влияние эмоционального состояния на голосообразование и общее
физическое и психическое состояние – 2 часа
12.
Теория. Роль внутреннего спокойствия на звукоизвлечение. Источники
зажима голоса. Влияние эмоционального состояния на физиологическое состояние
голосового аппарата.
Практика. . Разучивание певческого репертуара.
14. Работа по преодолению возможных голосовых напряжений
сопряжѐнных с возбуждѐнным эмоциональным состоянием– 2 часа
Теория. Беседа о том, как оградить себя от неприятностей, связанных с нездоровым
голосом.
Практика. Упражнения, способствующие естественному звучанию голоса.
15. Раскрепощение– 2 часа
Теория. Две крайности, ошибочные для начинающих вокалистов и как избежать их.
Практика. . Разучивание певческого репертуара.
16. Саморегуляция– 4 часа
Теория. Метод, способствующий уменьшению вокальных противоречий.
Саморегуляция голоса через эмоционально- художественные стимулы. Принцип
постепенного овладения мастерством пения. Что помогает и что мешает саморегуляции?
17. Дыхание– 4 часа
Теория. Общие понятия о дыхании и роль дыхания в жизни человека.
18. Голосовой аппарат, и как «всѐ» устроено– 4 часа
Теория. Физиология голосового аппарата.
13.
8
Практика. Разучивание певческого репертуара.
18-19. Правильное дыхание – 4 часа
Теория. Виды дыхания. Дыхание в эстрадном вокале.
Практика. Упражнения для выработки правильного дыхания эстрадного
исполнителя.
20. Техника речи, вокальная дикция – 4 часа
Теория. Понятия техники речи и вокальной дикции.
Практика. Упражнения по методике Емельянова. Разучивание певческого
репертуара.
21.Речевой аппарат – 4 часа
Теория. Происхождение звука. Положения речевого аппарата. Речевой аппарат как
голосовой инструмент.
22. Характеристики голоса и речи – 4 часа
Теория. Признаки несовершенства речи. Характеристики хорошего и плохого
голоса.
Практика. Упражнения по методике Емельянова. Разучивание певческого
репертуара.
23.Слово в пении– 4 часа
Теория. Пение как «омузыкаленная речь».
Практика. Выработка отчетливой дикции – условие художественного пения.
24.Вокальная фонетика: гласные и согласные в пении– 4 часа
Теория. Индивидуальные звуковые черты человека. Искажение звуков.
Основное правило эстрадного вокала.
Практика. Четкость произнесения гласных.
25. Диапазон. Развитие силы, объема и яркости– 4 часа
Теория. Понятие музыкального диапазона. Определение диапазона учеников.
Вокальный и полный диапазон.
Практика. Разучивание певческого репертуара.
26. Вокально - хоровые работы – 6 часов
Теория. Сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и
текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкальновыразительных и исполнительских средств, замысел произведения.
Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма.
Практика. Разучивание и совершенствование учебного материаларазного
характера.
Пение
по
фразам. Работа
над чистотой
интонирования
по
интервалам.
Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям.
27. Итоговое занятие – 2 часа
Практика. Подведение итогов за год. Анализ самоанализ. Промежуточная
аттестация: тестирование. Характеристика успешности каждого ученика.
9
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДАОБУЧЕНИЯ
(базовый уровень)
Модуль «Вокальное творчество»
№
п/п
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
часов
Таблица 3
Формы
контроля
3
21
3
3
18
Прослушивание
Прослушивание
9
3
6
Прослушивание
Работа над произведением:
9
3
6
Наблюдение
Прослушивание
5
Работа
над
воплощением
9
3
6
Выступление
6
7
История музыки
Прослушивание
музыкальных записей
6
9
6
9
-
Беседа
Педагогическое
наблюдение.
Беседа.
8
Посещение
спектаклей,
музеев
9
9
-
Беседа
9
10
11
12
13
14
Репетиционные занятия
Постановка голоса
Опора звука
Чувство опоры
Опертое звукообразование
Вокальная «маска»
9
9
6
6
9
6
9
3
3
3
3
9
3
3
6
3
Прослушивание
Беседа
Прослушивание
Прослушивание
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
15
Атака звука
6
3
3
Педагогическое
наблюдение
16
Резонаторы
6
3
3
Педагогическое
наблюдение
17
18
Вокальный зевок
Регистры голосов
6
6
3
3
3
3
Беседа
Педагогическое
наблюдение
19
Рекомендации
для занятий
вокальными упражнениями
9
3
6
Педагогическое
наблюдение
1
2
Вводное занятие
Развитие
диапазона
и
аппарата
3
Развитие
слуха
4
певческого
голосового
музыкального
сценическим
музыкальных
концертов,
10
20
21
22
23
Этапы работы с голосом
Вибрато
Стиль, Манера исполнения
Приемы,
применяемые
эстрадном вокале
в
9
9
9
6
3
3
3
3
6
6
6
3
Прослушивание
Прослушивание
Прослушивание
Прослушивание
24
Правила
и
гигиене голоса
советы
по
15
15
-
беседа
25
Принципы
вокала
творческого
9
9
26
Вокально-хоровые
работы
6
-
6
Прослушивание
27
Итоговое занятие
3
-
3
Промежуточная
аттестация
216 ч.
111
105
ИТОГО:
беседа
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА
ОБУЧЕНИЯ
(базовый уровень)
Модуль «Вокальное творчество»
1. Вводное занятие – 3 часа
Теория. Знакомство с учащимися. Знакомство с программой на учебный год. План
творческих мероприятий на учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Рекомендации по приобретению музыкальной литературы.
Практика. Прослушивание с целью определения уровня музыкального развития
учащихся (входная диагностика): диапазона голоса, качества звукообразования, наличия
координации между слухом и голосом, музыкальной памяти; наличия отклонений в
работе голосового аппарата.
2. Развитие певческого диапазона и развитие голосового аппарата – 21час
Теория. Правила пения и охраны голоса.
Практика. Упражнения на дыхание, звукообразование. Распевание. Новыепрактические
навыки:
- строение голосового аппарата;
- способы звуковедения (стаккато, легато, кантилена);
- сглаживание регистровых переходов;
Работа над расширением диапазон голоса, примерно до 1,5 октав, выравниванием
звучности гласных, над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры,
совершенствуется работа с учебной фонограммой
«минус».
Пение вокальных упражнений, включая мажорные и минорные гаммы,трезвучия,
скачки на октаву вверх и вниз.
3. Развитие музыкального слуха – 9 часов
Теория. Мягкая атака звука. Свободное положение гортани при пении.Вокализация
гласных звуков. Штрихи (легато и стаккато).
Практика. Упражнения на воспитание и развитие музыкально-певческих
способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, музыкального
11
мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, потребностей,
интересов, вкусов, готовности к художественному труду.
4. Работа над произведением– 9 часов
Теория. Показ педагога. Работа над иностранным текстом произведения.Работа с
микрофоном.
Практика. Разучивание музыкального и поэтического текстов.Работа
над вокальной партией. - работа над. Чтение нот.
5. Работа над сценическим воплощением– 9 часов
Теория. Выразительность исполнения
Практика. Закрепление технических навыков и освоением эстрадноговокального
репертуара.
6. История музыки– 6 часов
Теория.
Рассмотрение
исторических
этапов
развития
мировой
музыкальной культуры.
7. Прослушивание музыкальных произведений – 9 часов
Теория. Фольклор, джаз, классика.
Практика. Прослушивание и анализ произведений.
8. Посещение музыкальных спектаклей, концертов, музеев– 9 часов Теория.
Посещение концертов, оперных
и музыкальных спектаклей.Экскурсии в
музеи певцов и
композиторов с
прослушиваниеммузыкальных
произведений.
Практика. Обмен полученными впечатлениями. Рефлексия.
9. Репетиционные занятия– 9 часов
Теория. Работа над репертуаром.
Практика. Работа над произведением. Развитие музыкально-образного мышления.
Подготовка к концертным выступлениям, подготовка костюмов, сцены, реквизита,
музыкальных записей.
10. Постановка голоса– 6 часов
Теория. Понятие постановки голоса. Рассмотрение методов постановки голоса.
11. Опора звука– 6 часов
Теория. «Опертое звучание». Манера голосообразования. Различное ощущение опоры
звука.
Практика. Разучивание певческого репертуара.
12. Чувство опоры– 9 часов
Теория. Ощущение свободно распоряжаться своим голосом.
Практика. Обращение педагога на опертое звучание голоса у ученика и закрепление
этого ощущения.
13. Опертое звукообразование – 6 часов
Теория. Перевод напряжения со связок на дыхательную систему для того чтобы голос не
уставал. Изучение приемов, наталкивающих на опертое голосообразование.
Практика. Разучивание певческого репертуара.
14.Вокальная «маска» – 6 часов
Теория. Резонирование голоса певца в носовой и придаточных полостях. Пение с полным
использование верхних резонаторов.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
15. Атака звука– 6 часов
Теория. Посыл дыхания в момент начала звука. Степень замыкания голосовых связок.
Три вида атаки.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
16. Резонаторы– 6 часов
12
Теория. Нижняя опора звука – грудной резонатор.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
17. Вокальный зевок– 6 часов
Теория. Высокая позиция гортани. Понятие полузевок. Упор звука в твердое нѐбо.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
18. Регистры голосов – 9 часов
Теория. Однородные способы звукообразования. Фистула.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
19. Рекомендации для занятий вокальными упражнениями – 9 часов
Теория. Правила выполнения вокальных упражнений.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
20. Этапы работы с голосом – 9 часов
Теория. Последовательность упражнений для развития более подвижногои беглого
голоса. Чистота интонации.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
21.Вибрато – 9 часов
Теория. Понятие вибрато. Дефекты вибрато и устранение их.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
22. Стиль, манера исполнения – 9 часов
Теория. Современная манера вокала.
Практика. Поиск собственного звука и сценического образа.
23. Приемы, применяемые в эстрадном вокале – 6 часов
Теория. Рассмотрение приемов: Расщепление, Драйв, Субтон, Обертоновое пение,
Глиссандо, Фальцет, Пение «без опоры», Йодль, Штробас.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
24. Правила и советы по гигиене голоса – 21час
Теория. Рассмотрение 10 основных правил по гигиене голоса.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
25. Принципы творческого вокала – 9 часов
Теория. Принципы не строго обязательны для всех. Певец - творец, а не исполнителем
штампов и инструкций.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
26. Вокально хоровые работы – 6 часов
Теория. Современная песня. Авторы музыки и слов, содержание музыки итекста,
актуальность песни, особенности художественного образа, музыкально-выразительные
и исполнительские средства, замысел произведения. Понятие, что такое
аккомпанемент, фонограмма.
Практика. Разучивание и совершенствование учебного материала разногохарактера.
Пение по фразам.
Работа над чистотой интонирования по интервалам.
Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям. Пение учебнотренировочного материала.
Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития
музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона,
выразительности исполнения.
Вокальные упражнения для правильного формирования звука.
Пение импровизаций. Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей
их выполнения. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе
пения или игры на элементарных музыкальныхинструментах. Итоговое занятие – 3
часа
Практика. Подведение итогов за год. Анализ самоанализ итоговых выступлений.
13
Промежуточная аттестация; прослушивание.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДАОБУЧЕНИЯ
(продвинутый уровень)
Модуль «Голос эстрады»
Всего
часов
Формы
контроля
Таблица 4
Практика
Тема
Теория
№
п/п
1
Вводное занятие.
3
1
2
Входная
диагностика
2
Развитие
певческого
диапазона
и
голосового
аппарата
Развитие
музыкального слуха
38
3
18
Прослушивание
3
Работа
произведением
62
3
59
Наблюдение
Прослушивание
4
Работа над сценическим
воплощением
12
3
9
Выступление
5
6
Постановка голоса
Опора звука
12
12
3
3
9
9
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение.
Беседа.
7
8
Чувство опоры
Опертое
звукообразование
12
12
3
3
9
9
Беседа
Прослушивание
9
10
11
12
13
Вокальная «маска»
Атака звука
Резонаторы
Вокальный зевок
Регистры голосов
12
12
3
3
3
3
3
3
3
-
9
9
3
Прослушивание
Прослушивание
Беседа
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
14
Вибрато
3
-
3
Педагогическое
наблюдение
15
Стиль.
исполнения
12
3
9
Педагогическое
наблюдение
16
Приемы, применяемые в
эстрадном вокале
3
3
-
Беседа
17
Итоговое занятие
3
-
3
Промежуточная
аттестация
216 ч.
40
176
ИТОГО:
над
Манера
14
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(продвинутый
уровень)
Модуль «Голос эстрады»
1. Вводное занятие – 3 часа
Теория. Знакомство с учащимися. Знакомство с программой на учебный год. План
творческих мероприятий на учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Прослушивание с целью определения уровня музыкального развития
учащихся (входной контроль): диапазона голоса, качества звукообразования, наличия
координации между слухом и голосом, музыкальной памяти; наличия отклонений в
работе голосового аппарата.
2. Развитие певческого диапазона и развитие голосового аппарата – 38 часов
Теория. Правила пения и охраны голоса.
Практика. Упражнения на дыхание, звукообразование. Распевание. Практические
навыки: строение голосового аппарата;способы звуковедения (с таккато, легато,
кантилена);сглаживание регистровых переходов.
Работа над расширением диапазона голоса, выравниванием звучности гласных, над
организацией дыхания, связанного с ощущением опоры, совершенствуется работа с
учебной фонограммой «минус».
Пение вокальных упражнений, включая мажорные и минорные гаммы, трезвучия,
скачки на октаву вверх и вниз.
Упражнения на воспитание и развитие музыкально-певческих способностей:
музыкального слуха, певческого голоса, внимания, музыкального мышления, памяти,
эмоциональности, творческих способностей, потребностей, интересов, вкусов,
готовности к художественному труду.
3. Работа над произведением – 62 часа
Теория. Показ педагога. Работа над иностранным текстом произведения.Работа с
микрофоном.
Практика. Разучивание музыкального и поэтического текстов.Работа
над вокальной партией. Чтение нот.
4. Работа над сценическим воплощением – 12 часов
Теория. Выразительность исполнения.
Практика. Закрепление технических навыков и освоением эстрадноговокального
репертуара.
5. Постановка голоса – 12 часов
Теория. Методы постановки голоса.
Практика. Закрепление навыков Разучивание певческого репертуара.
6. Опора звука – 12 часов
Теория.
«Опертое звучание». Манера голосообразования. Различноеощущение
опоры звука.
Практика. Закрепление навыков Разучивание певческого репертуара.
7. Чувство опоры – 12 часов
Теория. Ощущение свободно распоряжаться своим голосом.
Практика. Обращение педагога на опертое звучание голоса у ученика и закрепление
этого ощущения. Перевод напряжения со связок на дыхательную систему для того
чтобы голос не уставал. Изучение приемов, наталкивающих на опертое
голосообразование.
8. Опертое звукообразование
Теория. Перевод напряжения со связок на дыхательную систему для того чтобы голос не
уставал. Изучение приемов, наталкивающих на опертое голосообразование.
Практика. Закрепление навыков Разучивание певческого репертуара.
15
9. Вокальная «маска» - 12 часов
Теория. Резонирование голоса певца в носовой и придаточных полостях. Пение с
полным использование верхних резонаторов.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
10. Атака звука – 12 часов
Теория. Посыл дыхания в момент начала звука. Степень замыкания голосовых связок.
Три вида атаки.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
11. Резонаторы – 3 часа
Теория. Нижняя опора звука – грудной резонатор.
12. Вокальный зевок – 3 часа
Теория. Высокая позиция гортани. Понятие полузевок. Упор звука втвердое нѐбо.
13. Регистры голосов – 3 часа
Теория. Однородные способы звукообразования. Фистула.
14. Вибрато – 3 часа
Теория. Понятие вибрато. Дефекты вибрато и устранение их.
Практика. Упражнения
15. Стиль, манера исполнения – 12 часов
Теория. Современная манера вокала.
Практика. Поиск собственного звука и сценического образа.
16. Приемы, применяемые в эстрадном вокале – 3 часа
Теория. Рассмотрение приемов: Расщепление, Драйв, Субтон, Обертоновое пение,
Глиссандо, Фальцет, Пение «без опоры», Йодль, Штробас.
Практика. Упражнения.
17. Итоговое занятие – 3 часа
Практика. Концерт. Подведение итогов за год. Итоговые тестирования.
Анализ
самоанализ
итоговых
выступлений.
Характеристика успешности каждого ученика.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
основные показатели личностного развития учащихся:
развитие образного мышления;
развитие эмоциональной восприимчивости;
креативная направленность интересов;
развитие оценочных навыков;
основные показатели общекультурного развития:
формирование
зрительского,
слушательского
опыта, визуальной
культуры;
знакомство с лучшими образцами песенной культуры и вокальногоискусства;
сформированность
критериев
оценки
и анализа
музыкальных
произведений, готовность к изложению собственной позиции;
активное участие в различных творческих конкурсах.
основные показатели развития специальных знаний, умений и навыков,творческого
роста:
выразительность исполнения;
чистота звучания;
ощущение чувства формы и ритма;
16
владение музыкальными терминами;
приобретение исполнительского и слушательского опыта и дальнейшее
применение его в практической творческой деятельности;
развитие музыкального слуха.
Метапредметные результаты
добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя дополнительный
материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную в ходе практической
деятельности; перерабатывать полученную информацию, делать выводы в
результатесовместной работы;
самостоятельно выполнять творческие задания.
уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в стенахшколы, при
проведении мероприятий и следовать им;
учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты
первого года обучения
Знания:
основных требований к постановке корпуса при пении;
основных требований к охране голоса;
основных требований к навыкам дыхания и атаке звука;
пройденного теоретического материала;
основных норм сценического поведения.
Умения:
правильно дышать, не поднимая плеч, петь короткие фразы на одномдыхании;
петь в диапазоне си малой – до второй октавы;
петь только с мягкой атакой;
точно повторять заданный звук;
владеть навыками унисона;
исполнять вокальные произведения перед аудиторией;
владеть элементарными навыками сценического взаимодействия сучастниками
ансамбля.
Планируемые результаты второго года обучения
Знания:
основных требований к позиции звучания голоса;
основных требований к охране певческого голоса;
основных требований к навыкам дыхания и атаке звука;
теоретического материала;
норм сценического поведения;
основных
терминов,
сопутствующих
обучению
сценическому
мастерству.
Умения:
правильно дышать, петь более длинные фразы на одном дыхании;
17
петь в диапазоне си малой – ре второй октавы;
петь только с мягкой атакой;
петь на опоре, мягким звуком; владеть навыками элементами двухголосия;
взаимодействовать с участниками ансамбля во время выступления.
Планируемые результаты третьего года обучения
Знания:
основных требований к качеству звука;
основных требований к звукообразованию;
основных требований к соблюдению певческого режима;
правил охраны голоса в связи с наступлением предмутационного периода и
мутации;
репертуарного материала;
основных терминов, сопутствующих обучению сценическому
мастерству;
особенностей работы в группе, дуэте, трио, соло.
Умения:
петь в диапазоне ля малой – соль второй октавы;
петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с
сопровождением и без сопровождения фонограммы;
петь только с мягкой атакой;
выразительно исполнять вокально – хоровые сочинения;
петь на одном дыхании длинные музыкальные фразы;
соблюдать певческую установку;
уметь пользоваться твѐрдой атакой звука как средством
выразительности;
петь естественным лѐгким, звонким, мягким звуком, сохраняя
индивидуальность тембра, звуком, ровным по всему диапазонуголоса (в
меру эмоционально, в соответствии с характером произведения);
фразировать;
полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстроготемпа, ясно
и чѐтко произносить трудные буквосочетания;
самостоятельно выразительно, осмысленно петь песни различногохарактера.
Личностные результаты
Уметь преодолевать страх перед публичным выступлением;
Уметь работать в коллективе
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с другими учениками давать эмоциональную оценку своей
деятельности на занятии и входе выполнения творческих заданий.
ориентироваться в своей системе знаний: умение отличать новое от уже
известного;
18
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Огромную роль играет современное материально-техническое оснащение. Занятия
по вокалу следует проводить в помещении с хорошей акустикой и вентиляцией.
Места для вокалистов желательно располагать амфитеатром.
Программа предусматривает:
наличие специального кабинета (кабинет музыки);
наличие репетиционного зала (сцена);
музыкальный центр, компьютер;
наличие хорошо настроенного инструмента;
записи фонограмм в режиме «+» и «-»;
электроаппаратуру;
микрофоны
Информационное обеспечение
Ресурсы Интернет
1. Информационно-образовательная среда-важнейший компонент новой системы
образования. Новая цель образования. ФГОС. Новое содержание образования.- Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=360
2.Методика апробации цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. Режим
доступа:
3. Семенцова О.В. Создание информационно-образовательной среды школы.- [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
4. Типология мультимедийных образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. Режим
доступа:
5. ЭОР: вопросы по внедрению и эксплуатации. Материалы дискуссии. [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
· Интернет порталы
1. www.fcior.edu.ru – Федеральный цент информационных образовательных ресурсов
2. www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
3. http://edu.of.ru/zaoch/ - Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со
школьниками
4. http://profil.3dn.ru/ - Сайт сетевых семинаров и конференций РГПУ им. А.И.Герцена
5. http://edu.of.ru/profil/default.asp - Российский общеобразовательный портал. Дистанционная
поддержка профильного обучения
6. http://www.openclass.ru/ - Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс
Кадровое обеспечение
Образовательную деятельность осуществляет педагог с высшим педагогическим
или средним специальным образованием по профилю преподаваемого предмета.
Педагогический мониторинг.
Методическое обеспечение
Учебно – методический комплекс для педагога и учащихся.
Дидактический материал:
нотная литература;
нотный материал, подборка репертуара;
записи аудио, видео, формат CD, MP3;
записи выступлений, концертов.
19
В процессе реализации данной программы, осуществляются следующие виды
контроля:
Таблица 6
Время проведения
Цель проведения
Формы контроля
текущий контроль
В течение всего
Определение
степени
Входная диагностика;
учебного года
усвоения
учащимися
педагогическое
учебного
материала.
наблюдение,
анализ
Определение
готовности подготовки и участия
учащихся к восприятию нового учащихся в различных
материала.
мероприятиях;
Выявление
учащихся,
прослушивание; беседа;
отстающих
и опрос
опережающих
обучение.
Подбор
наиболее
эффективных методов и
средств обучения
По окончании
учебного года
промежуточная аттестация
Определение степени
Тестирование;
усвоения учащимися
прослушивание;
учебного материала
отчѐтный концерт
Оценочные материалы
Содержание промежуточной аттестации учащихся Диагностический
инструментарий модуль «Основы вокальногоисполнения»
Тестирование
Цель: Проверить информированность в области вокального искусства Описание:
Каждый ученик отвечает на вопросы, выданные ему на листе,выбирая правильные
ответы. Инструкция: Раздать тесты и карандаши.Диагностический
материал:
Выберите
из
перечисленных
вариантов
правильные ответы
Вопрос теста
1
2
Охрана
голоса
период мутации.
Правила ансамблевого
пения
Варианты ответов
в
«Ля» В
критические
возможности режим молчания
«Ре» - Пение фальцетом
звуках
«Ми» - как придѐтся
дни
на
по
высоких
«До»- старайся петь громче всех
«Соль»
в 2-хголосии
держи
свою
партию, но прислушиваясь
к пению
других,
«Ля»- Старайся петь тихо, пусть за тебяспоют
другие.
20
3
Петь на опоре звука,
контролируя
дыхание
- это
4.
Фальцетное
это
5.
Дикция - это
«Ре» - умение пропевать слова ясно, чѐтко. В
быстром и медленном темпе, на форте и пиано.
«Си» - умение выделять главное слово
«Фа» - умение петь на дыхании.
6.
Сценическая культура
– это
«Фа»
- умение
анализировать
выступление на сцене
«Ми» знать и выполнять
правила
поведения на сцене и в зале.
«Ре» - громко хлопать на концерте
7.
Формирование звука при
работе с микрофоном
«До» - петь громко, держа микрофон в одной
позиции
«Ми» - микрофон – «Фонарик», пусть светит
всем.
«Ля» - отводить подальше от себя микрофон
при высокой, громкой,кульминационной
ноте и приближать при исполненииречитатива
или низких нотах.
8.
Средства музыкальной
выразительности - это
«Ре»дикция,
динамика,
мимика,
пластика движений, сценический образ.
«Си» - однообразное, скучное пение
«Фа» - пение без сопровождения
9.
Как правильно
берѐтся
певческое дыхание
«Ре» - в «живот» с опорой на диафрагму
«Соль» - в «грудь», поднимая плечи
«Ми» - как придѐтся
пение
«Си» - брать дыхание, где придѐтся,
«Соль» - не контролировать вдох, братьдыхание
шумно.
«Фа» - исполнять
долгие и высокие
звуки, с опорой на диафрагму.
-
«Фа» - пение высоких звуков снапряжением, на
пределе своихвозможностей
«Ми» - пение высоких звуков, не напрягаясь,
используя «резервныйголос».
«Ре» - петь высокие звуки естественно, не
заботясь о чистом исполнении.
21
10.
Чтобы
голос сохранить
здоровым
«Фа» - петь высокие звуки громко безподготовки
«Соль» - кричать на морозе
«Ля» - петь свободно, без напряжения
11.
Звуковедение - это
«Си» - исполнять звуки отрывисто,
«Ля» вести
звук напевно,
ручеѐк
«Соль»
- петь, как будто
стишок.
12..
Дикция - это
словно
читаешь
«Фа» - умение произносить слова ясно,чѐтко.
«Си» - умение выделять главное слово
«Ля» - умение петь, тихо или громко.
Критерии оценки знаний учащихся по викторине «Вокальное и искуство»Выше
базового уровня – 86-100%; правильных ответов
Базовый уровень – 66-85%;
правильных ответов
Ниже базового уровня — 50-65%
правильных ответов
Диагностический инструментарий модуль «Вокальное творчество»
Промежуточная аттестация проводится в форме прослушивания
Цель: проверка уровня приобретенных знаний, умений и навыков
в ходе
изучения модуля «Музыкальный мир»
Задачи:
- закрепление знаний и умений, полученных за II год обучения;
- развитие творческих способностей, самостоятельной деятельности. Подводя итоги,
педагог оценивает уровень знаний и умений, а результаты заносит в диагностическую
карту.
Критерии оценки учащихся II года обучения.
Таблица 7
Уровень
Критерии оценки
При исполнении вокального произведения ученик мало эмоционален,
Ниже
поет фальшиво открытым звуком, плохой артикуляцией, дыхание
базового
прерывное. Музыкальная память слабо развита. Творческая активность
уровня
слабо развита
Базовый
уровнь
Ученик
самостоятельно
осмысленно
исполняет
песни
разного характера, но допускает ошибки. При исполнениичистота
интонации частично неточная; поет ровным по
тембру звуком, но не четкой дикцией; на одном дыхании
строит короткие фразы. Исполняет произведение acappella с
незначительными ошибками, не соблюдая строй и ансамбль.
Музыкальная память средне развита (ученик определяет на слух
вокально-инструментальную музыку и делает анализ, но имеются
небольшие недочеты).
Выше
базового
Ученик
самостоятельно
выразительно,
осмысленно
исполняет песни разного характера (правильно формирует
22
уровня
гласные
и согласные
звуки; поет чисто, слаженно
в
ансамбле, напевно на штрих legato, на цепном дыхании).
Исполняет
песню acappella в
ансамбле
чисто, слаженно.
Эмоциональная отзывчивость
на музыку очень
развита.
Определяет на слух вокально-инструментальную музыку и
самостоятельно анализирует пьесу, отмечает выразительные
музыкальные
средства
без ошибок.
Активно
проявляет
творческие
способности
к вокальной
импровизации,
выполняет творческие задания без ошибок.
Диагностический инструментарий модуль «Голос эстрады»
Промежуточная аттестация проводится в форме отчѐтного концерта
Цель: проверка уровня приобретенных знаний, умений и навыков
по
итогам изучения программы.
Задачи:
- выявление творческого потенциала;
- развитие самостоятельной деятельности;
- активизация аналитической деятельности.
Занятие проводится в форме отчѐтного концерта. В конце занятия педагогвручает
учащимся «знаки качества», которые символизируют успешноеокончание обучения по
программе «Студия эстрадного вокала «Кристалл» На
промежуточную
аттестацию
приглашаются родители,
которымпоказывается
отчѐтный концерт.
Критерии оценки
Таблица 8
Уровень
Критерии оценки
Ниже
Учащийся в процессе исполнения песни не может контролировать
базового
чистоту пения; владеет навыками певческого дыхания, использует
уровня
оттенки голоса с помощью педагога; исполняет двухголосье в
ансамбле дуэтом (неточность исполнения – фальшивая интонация,
отсутствие ансамбля, строя). Навык сценического выступления
отсутствует.
Базовый
уровень
Эмоциональная выразительность голоса, жестов, мимикисредне
развита.
В процессе
исполнения
вокального
двухголосного произведения ученик контролирует чистоту
пения, строй, ансамбль, но допускает незначительные ошибки. В
проявлении творческой активности имеются недочеты.
Выше
базового
уровня
Ученик
владеет
техникой
исполнения,
подвижностью
голоса, развит навык работы с микрофоном. Исполняет
двухголосное произведение выразительно, чисто, слаженно
в ансамбле.
Хорошо
развита
техника
исполнения.
Активизируется
творческая
самостоятельность:
ученик
составляет танцевальные композиции к песням.
23
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
общепедагогические:
репродуктивный (вербальный и невербальный);
проблемно-поисковый;
креативный (творческий).
музыкального образования:
индивидуальный;
ансамблевый.
Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как
последовательность освоения вокальной техники определяет педагог в зависимости от
уровня имеющихся способностей учащихся и помере решения определенных задач в
обучении.
Этапы работы по программе
Таблица 9
1 этап (начальный)
получение необходимых навыков владения
голосовым аппаратом, изучение основ музыкальной
грамоты
2 этап (основной)
закрепление и совершенствование вокальных
навыков; сольное и ансамблевое пение
3 этап (заключительный)
овладение в
мастерством
профилизации
совершенстве
для
исполнительским
дальнейшей
Основным
направлением
художественного творчества
является
всемерное содействие
духовно-нравственному, интеллектуальному и
эмоциональному
развитию
учащихся.
Формирование
духовного
мира,
развитие творческих
способностей
и профессиональной ориентации
возможны
при глубоком усвоении и знании вокальной культуры. В свете
вышесказанного, воспитание самостоятельной активной личности ученика приобретает
особую актуальность. Отсюда
и необходимость
продуманности
учебно-воспитательной работы, основанной на принципах творческого обучения.
Для эффективности развития эмоциональности учащихся важно научить видеть,
услышать красоту того, что есть в окружающем мире.Услышать красоту музыкальных
звуков.
При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности
обучающихся. Лучшие воспитанники участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с
родителями должен способствовать лучшемувзаимопониманию.
Начальный этап формирования вокально-хоровых знаний, умений и навыков особо важный для индивидуально-певческого развития каждого участника ансамбля.
Начало формирования всех основных вокально-хоровых навыков с самого начала
занятия. Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку;
правильному звукообразованию (мягкой атаке); сохранению устойчивого положения
гортани; спокойному, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния при
пении, спокойно- активному, экономному вдоху.
Формирование у всех воспитанников основных свойств певческого
голоса
(звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения вибрато),
24
сохранение
выявленного
педагогом
у каждого
ученика
индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умениюпеть активно,
но не форсированно по силе звучания.
Обучение непринужденному, естественно льющемуся пению, гибкому владению
голосом. Правильное формирование гласных и обучение четкому, быстрому
произнесению согласных. Выработка унисона, обучение двухголосию при
использовании для этого различных приѐмов, последовательность которых и связи
устанавливаются в зависимости от особенностей состава группы.
Обучение петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при
пении, слушать всю партию, всю группу, сливаясь с общим звучанием по
звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту
своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса;
одновременно со своей партией или группой усиливать или ослаблять звучность,
выдерживать постоянный темп, а если нужно, вместе со всеми ускорять
или замедляя его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией,
группой произносить согласные, начинать и завершать произведение.
Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося
отработанное на упражнениях в исполнение произведений.
Развивать творческие способности, используя импровизации и приобщаясь к
осмыслению трактовки произведения. Формирование умения читать ноты, упорно,
настойчиво трудиться. На этой основе обучение осмысленному, выразительному,
художественному
ансамблевому исполнительству.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическуюподачу
материала (словесные методы) с демонстрацией таблиц и наглядных пособий
(наглядные методы), а так же практическую деятельность, являющуюся основной,
необходимой для закрепления информации в виде вокально-хоровой работы.
Важными методами изучения и освоения представленной программыявляются:
метод «забегания» вперѐд и «возвращение» к пройденномуматериалу;
метод общения;
метод импровизации;
метод драматизации.
Все методы и приѐмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи.
Взаимодействие разнообразных методов и принципов работы помогает педагогу
реализовать цель – формировать музыкальную культуруучащихся.
Дидактический принцип построения материала «от простого ксложному» может
быть реализован, например, в вокально-хоровой работе. Пение учебного материала
начинается с упражнений, маленьких попевок, песен, и с постепенным усвоением
материала песенный репертуар усложняется. По этому же принципу происходит и
использование метода
«забегания» вперед и «возвращения» назад. Педагог, давая материалгодового курса
«забегает» вперед, приоткрывая завесу знаний будущихлет,
в
последствие,
повторяя
пройденный
материал.
Совместная подготовка педагога и
обучающихся к проведению
праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества.
При подготовке к праздникам, привлекая учащихся к вокально-хоровой работе,
следует учитывать желание и тягу каждого участника, егопсихологический настрой.
«Зажатый» ребѐнок плохо осваивает материал иощущает страх, поэтому необходима
дополнительная, индивидуальная работа. Получая информацию от педагога, каждый
ученик и группа вцелом
включаются
в диалог,
совместный
поиск решения.Разнообразие
методов
музыкального
воспитания
определяется спецификой музыкального искусства и
25
особенностями музыкальной деятельности обучающихся. Методы применяются не
изолированно, а в различных сочетаниях.
От педагога требуется умение сочетать различные методы и виды работы в
зависимости от музыкального опыта воспитанников.
Примерный репертуарный план по годам обучения.
1-й год.
-Популярные песни из кинофильмов в переложении для унисонного ансамбля, ансамбля
солиста (-ов) и «бэк-вокала», и др.
-Эстрадные песни современных композиторов (В. Шаинского, Е. Крылатова, Геннадия
.Гладкова, М. Дунаевского, Ю. Чичкова, Р. Паулса, Я. Дубравина, С. Баневича, Н. Карш,
О.Хромушина, Е.Зарицкой и др.), народные песни (несложное двухголосие или его
элементы).
-Популярные песни из кинофильмов, ретро, песни о Великой Отечественной Войне
композиторов
(А.Петрова,
Ю.Милютина,
В.Соловьѐва-Седова,
В.Баснера,
И.Дунаевского, Н.Богословского, М.Таривердиева, М.Блантера, Я.Френкеля,
Э.Колмановского, А.Пахмутовой и др.) в переложении на 2 голоса или для ансамбля
солистаи «бэк-вокала».
-Песни из репертуара зарубежных исполнителей.
-Каноны русских или зарубежных исполнителей, несложные полифонические
произведения (менуэты, дуэты, старинные арии и т.д).
2-й, 3-й год.
-Популярные песни из кинофильмов в переложении
для 2-х и более
голосов или для ансамбля солиста и «бэк-вокала».
-«Ремейки» на различные музыкальные композиции (обработки народныхпесен, ретро,
джаз и т.д.) в переложении для ансамбля.
-Песни из репертуара зарубежных исполнителей (желательно на языкеоригинала).
-Полифонические произведения.
-Музыкальные композиции современных авторов в переложении для 2-х -3-х (и более)
солирующих голосов.
-Ретро, эстрадно- джазовые композиции для вокального ансамбля, обработки народных
песен, полифонические произведения (возможно исполнение a’capella, техникой скэтслоговое пение).
-Песни из репертуара зарубежных исполнителей на языке оригинала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бравинская Е.М. Учебные программы по предметам «Сольное пение»,
«Вокальный ансамбль».– Липецк, 2006. – 30 с.
2. Бодренков С.И. Голубая планета. Песенник для юношества. – М.:Советский
композитор, 1981. – 80 с.
3. Далецкий О.В. Искусство обучения пению. Литературно-музыкальныйальманах №
5-6, 2007 г. – М.: ЗАО РИФМЭ, 2007. – 256 с.
4. Левкодимов
Г.,
Фирсова
Л.,
Вечер
знакомства.
Литературномузыкальный альманах № 1-2-3, 2006 г. – М.: ЗАО РИФМЭ, 2006.– 368 с
5. Модель В. Буратино. Песенник для детей. – Ленинград.: Советскийкомпозитор,
1991. – 64 с.
6. Медушевский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юногомузыканта.
– М.: Педагогика, 1985. – 352 с.
7. Надолинская Т.В. Методические рекомендации к учебному комплекту
«Музыка». – Таганрог: Айкэн, 1998. – 176 с.
Самин Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 2000. – 624 с.
26