РП Азбука безопасности

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в
соответствии с основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ
СОШ им. И.Ф. Самаркина с. Новая Кармала.
Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в детском возрасте - важнейшая
составная часть процесса формирования общей культуры.
Занятия по внеурочной деятельности «Азбука безопасности » для 1-4х классов посвящены одной
из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения
к личной и общественной безопасности. Приобретению ими знаний и практических умений,
способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни условиях, а также при оказании помощи пострадавшим.
Цель курса – создание условий для воспитания у учащихся ответственного отношения к
личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной
жизнедеятельности.
Задачи курса:
 обучать учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;
 раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их
предотвращению, ликвидации их последствий;
 прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях,
опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;
 формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
 воспитывать культуру безопасности, ответственности за личную безопасность;
ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной
ценности;
 развитие духовных качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в
опасных ситуациях жизнедеятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности « Азбука безопасности» соответствует рабочей
программе воспитания ГБОУ СОШ им. И.Ф. Самаркина с. Новая Кармала.
Воспитательный потенциал внеурочной деятельности предполагает:


вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;



формирование детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и
педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;



создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально
значимые формы поведения;



поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией
и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;



поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления.

Программа рассчитана на 4 года (136 часов): 2 класс - 34 часа, 3 класс - 34 часа, 4 класс- 34
часа в год.

Планируемые результаты освоения программы
Внеурочная деятельность по программе «Азбука безопасности» направлена на результатов
освоения содержания.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
-формирование у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной
жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый и
безопасный образ жизни;
-социальная культура: ценностное отношение к значимым нормам и правилам поведения,
посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений.
-осознание ответственности человека за общее благополучие,
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных
задач:
-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и
объектах;
-расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня;
-расширение кругозора и культурного опыта школьника.
Метапредметные результаты:
- способность применять для решения практических задач различные умственные операции
(сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- владение способами организации, планирования различных видов деятельности
(репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения
объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Содержание программы
1 класс.
(34 ч)
1. Введение. Что такое безопасность? (1 ч).
2. Безопасное поведение в школе. (2 ч)
Экскурсия по школе. Безопасное поведение в классе, коридоре, столовой.
3. Школа Светофоркина.( 5 ч)
Для чего нужны правила дорожного движения. Диагностика уровня осведомлённости учащихся по
ПДД и уровня сформированности практических умений ПДД. Дорога в школу. Формировать у
школьников представления об особенностях дорожного движения осенью в связи с повышением
опасности ДДТП.
4. Безопасное поведение дома. (5 ч)
Как могут стать опасными обычные домашние вещи. Огонь – враг и друг. Что такое огонь. Какую
пользу приносит огонь человеку, и как человек научился управлять огнем. Какой вред может
причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры
предосторожности при обращении с огнем. Правила поведения при пожаре. Если кто-то звонит в
твою дверь. Правила личной безопасности, если оказался дома без взрослых.
5. Твоё здоровье. (5 ч).
Личная гигиена. Забота о глазах, уход за ушами, за зубами. Вырабатывать навыки гигиены зрения,
заботы о сохранении зрения. Дать общее представление о строении органа слуха, познакомить с
правилами ухода за ушами; развивать слуховое восприятие. Как следует питаться. Сформировать

у детей представление о причинах болезни зубов и важности правильного питания в сохранении
здоровья зубов и всего организма.
6. Безопасное поведение в природе.(3 ч)
Опасные погодные условия. Влияние погоды на человека. Уметь правильно вести себя во время
дождя, грозы, снегопада, гололёда. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Правила
безопасности на воде. Узнать причины несчастных случаев на воде; повторить правильность
действий при случившемся несчастье на льду. Осознать значимость соблюдения правил
безопасного поведения на льду. Мы и животные. Познакомятся с группой опасных животных и
насекомых. Научатся правилам защиты от опасных животных и насекомых.
7. Дорожно-транспортная безопасность. (5 ч.)
Безопасность пешеходов на дороге. Наш друг – светофор. Дорожные знаки. Игра «Узнай знак».
Различать составные части дороги. Понимать различие между дорогой и улицей. Знать кто такие
участники дорожного движения. Знать как вести себя в соответствии с правилами. Научить
различать виды светофоров (транспортный и для пешеходов). Научить пользоваться сигналами
светофора для обеспечения безопасности перехода проезжей части.
8. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (3 ч)
Что такое ЧС? ЧС природного происхождения. ( наводнение, землетрясение, пожар,
ураган).
9. Безопасность в Интернете. ( 2 ч)
Компьютер-враг, друг, помощник? Компьютер и здоровье. Правила безопасного
поведения в интернете.
10. Этикет – правила правильного поведения. (3 ч)
Как вести себя за столом. Как вести себя в гостях.
местах.

Как вести себя в общественных

2 класс. (34 ч)
1. Введение. Что такое безопасность? (1 ч).
2. Безопасное поведение в школе. (1 ч)
Безопасное поведение в классе, коридоре, столовой.
3. «Школа Светофоркина». ( 5 ч)
Как устроена дорога. Путь сообщения и элементы дороги; перекрестки. Участники
дорожного движения. Экскурсионное занятие, разработка безопасного маршрута от дома
до школы.
4. Безопасное поведение дома. ( 5 ч)
Опасные места дома. Меры предосторожности при обращении с огнем. Недопустимость
игр детей с огнем. Примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате
детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов. Запомните
детки-таблетки не конфетки. Лекарственные средства могут причинить человеку, не только
пользу, но и вред, стать причиной травм и заболеваний. Поплотнее кран закрой –
осторожен будь с водой. Что и как надо делать в домашних условиях, чтобы не нанести
ущерб домашнему имуществу.
5. Безопасное поведение на улице. (5 ч)
Опасности улицы. Как вести себя с незнакомыми людьми на улице.
Твой двор. Терроризм – это опасно! Если ты потерялся. Твои координаты.
6. Твоё здоровье. (5 ч)

Почему мы болеем? О причинах и признаках болезней, что такое адаптация и как организм
помогает себе сам, понимать значение выражения «здоровый образ жизни», какие врачи
помогают сохранить нам здоровье. Прививки от болезней. Что такое инфекционные
болезни и для чего делают прививки от болезней, понимать для чего нужны лекарства. Как
избежать отравлений. Признаки лекарственных и пищевых отравлений. Как уберечься от
порезов, ушибов, переломов.
7. Безопасность в природе. (5 ч)
Правила поведения в лесу. Опасные растения. Опасные грибы .Научить распознавать
ядовитые растения и грибы. Опасные насекомые и звери. Избегать опасности при встречах
и общении с опасными насекомыми и животными. Опасные явления природы. Закрепить
знания о природных явлениях окружающего мира, о правилах безопасности во время
опасных природных явлениях, научить практическим действиям.
8. Дорожно-транспортная безопасность. (3 ч.)
Внимание, дорога! Светофор – наш друг и помощник. Путешествие в страну дорожных
знаков.
Опасные ситуации на дороге. На загородной дороге.
Мы – пассажиры.
Практическое занятие по общим правилам перехода проезжей части дороги.
9. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (2 ч)
Что такое ЧС? ЧС природного происхождения. Причины наводнений. Меры защиты
человека. Безопасное поведение во время землетрясения.
10. Безопасность в Интернете. (2 ч)
Компьютер и компьютерные игры. Путешествие в страну «Безопасный интернет».
3 класс ( 34 ч)
1. Введение. Что такое безопасность? (1 ч).
2. Безопасное поведение в школе. (1 ч)
Безопасное поведение в классе, коридоре, столовой.
3. «Школа Светофоркина». (5 ч)
Берегись автомобиля . Виды транспорта. Различать транспорт, который мы видим в городах
и посёлках, на земле, на воде и в воздухе. Движение пешеходов по улице и дороге.
Безопасность на железной дороге.
4. Безопасное поведение дома. (5 ч)
Как обращаться с электроприборами. Основные правила пользования бытовыми
приборами, средствами бытовой химии. Огонь, вода и газ. Знакомство с действиями при
пожаре. Профессия пожарный. Уметь правильно действовать при аварии водопровода.
Действия при утечке газа. Правила поведения с незнакомцами. Правила личной
безопасности, если оказался дома без взрослых.
5. Безопасное поведение на улице. (5 ч)
Опасные места на улице, во дворе. С другом мы идем гулять. Усвоить несколько известных
правил безопасного поведения на улице: вблизи строительной площадки,
трансформаторной будки, на пустыре. Правила безопасности на льду. Правила поведения в
толпе. Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение
при похищении или захвата в качестве заложника. Какими приёмами пользуются
преступники, чтобы заманить подростка в укромное место для совершения преступления.
Наступает Новый год.
6. Безопасность в природе. (5 ч)
Как люди относятся к природе? Как должно вести себя разумное существо в
природе? Осторожно, гололёд! Опасность схода снега с крыш. Метели, снежные бури,
снегопады и сильные мороз. Формировать безопасное поведение в зимнее время, умения
действовать в случае пребывания на морозе.

Как вести себя во время грозы. Познакомить учащихся с явлениями природы – грозой,
молнией, громом; о роли этих явлений природы в жизни человека, о правилах поведения во
время грозы.
7. Твоё здоровье. (5 ч)
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. Научить общаться без
напряжения и страха; думать о своих поступках; избегать при общении лжи; стараться
понимать своих родителей; уметь сдерживать себя в необходимой ситуации. Не грызи
ногти, не ковыряй в носу. Профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа
жизни. Обсуждение проблемы вредных привычек в классе. Как нужно одеваться. Показать
детям зависимость здоровья ребенка от одежды и времени года. Формировать
представления детей об одежде, ее связи с сезоном, возрастом, о материалах, из которых
она изготовлена, и их качестве. Как вести себя за столом. Как вести себя в гостях. Как
вести себя в общественных местах. Научить сервировать стол; соблюдать гостевой этикет;
соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь
разговаривать по телефону; уметь помочь себе справиться с ленью; уметь организовать
свой досуг.
8. Дорожно-транспортная безопасность. (3 ч)
Из истории правил дорожного движения. Улица полна неожиданностей. Город и его
транспорт. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Опасные ситуации на дорогах. Как
рождаются опасные ситуации на дорогах. Мы – пассажиры. Правила для пассажира. Мы –
велосипедисты. Правила для велосипедиста. Праздник «Мы знаем правила дорожного
движения».
9. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (2 ч)
Что такое ЧС? ЧС природного происхождения. Причины наводнений. Меры защиты
человека. Безопасное поведение во время землетрясения. Безопасное поведение во время
урагана, смерча.
10. Безопасность в Интернете. (2 ч)
Какие опасности ждут школьника в сети Интернет. Правила безопасного поведения в
Интернете. Мошенничество в сети интернет.
3 класс ( 34 ч)
1. Введение. Что такое безопасность? (1 ч).
2. Безопасное поведение в школе. (1 ч)
Безопасное поведение в классе, коридоре, столовой. Как вести себя во время пожара в
школе.
3. «Школа Светофоркина». (5 ч)
Правила перехода дороги: нерегулируемые переходы, регулируемые переходы,
виды светофоров. Отработка умений безопасного движения на улице, объективной оценки
ситуации на дороге. Научить различать виды светофоров (транспортный и для пешеходов).
Мы пассажиры. Познакомить учащихся с правилами пользования общественным
транспортом. Показать, как нужно обходить автобус и автомобиль. Обязанности пассажира,
соблюдение правил поведения в общественном транспорте.
4. Безопасное поведение дома. (5 ч)
Профессия пожарный. Пожарная охрана и ее задачи. Роль добровольных пожарных
организаций (добровольных пожарных дружин и дружин юных пожарных). Предупреждение
пожаров основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных
организаций. Использование достижений науки и техники в области предупреждения и
тушения пожаров. Правила эвакуации из квартиры в случае возникновения в ней пожара.
Порядок вызова пожарной охраны. Пожар в лесу и на даче. Тест-викторина «Мы знаем
правила пожарной безопасности». Правила поведения в квартире без родителей. Лекарства и
средства бытовой химии, как источники возможной опасности.
5. Безопасное поведение на улице. (5 ч)

Опасные места на улице, во дворе. Как вести себя с незнакомыми людьми на улице.
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при
похищении или захвата в качестве заложника. Правила и меры безопасного поведения на воде в
осенний и зимний периоды. Безопасность на льду. "Учимся решать жизненные задачи".
Тематическое спортивное ориентирование по станциям.
6. Безопасность в природе. (5 ч)
Если ты заблудился в лесу. Обеспечить усвоение учащимися мер безопасности в экстремальных
ситуациях в природной среде: человек заблудился в лесу; научить ориентироваться с помощью
компаса. Опасности отдыха на природе. Меры предосторожности при обращении с дикими
животными. Информировать об основных опасностях отдыха на природе, профилактике укусов и
отравлений. Формирование убеждений в необходимости соблюдения мер безопасности при
отдыхе на природе. Экологическая безопасность. Формирование экологической культуры,
культуры поведения на природе. Обобщающее занятие. Викторина.
7. Твоё здоровье. (5 ч)
Профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни. Обсуждение проблемы
вредных привычек в классе. Злой волшебник табак. Злой волшебник алкоголь. Злой волшебник
наркотик. Почему некоторые привычки называются вредными. Научить учащихся понимать, какое
чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); стараться избегать
стрессов; уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для своего
здоровья поведение. Отвечать за своё решение; уметь противостоять, если кто-то будет
предлагать покурить; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет
предлагать попробовать алкоголь или наркотики; уметь оказывать помощь своим одноклассникам,
поддерживать и помогать членам своей семьи. Спорт в жизни людей. Физические упражнения, их
влияние на физическое развитие и физические качества.
8.
Дорожно-транспортная безопасность. ( 3 ч)
Как пешеходы и водители поделили улицу. Виды автотранспортных средств и их тормозные
свойства. Причины детского дорожно-транспортного травматизма. Разбор конкретных случаев
дорожно-транспортного травматизма. Учите правила дорожного движения (практическое
занятие).
9. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (2 ч)
Что такое ЧС? ЧС природного происхождения. Причины наводнений. Меры защиты
человека. Безопасное поведение во время землетрясения. Безопасное поведение во время
урагана, смерча.
10.
Безопасность в Интернете. (2 ч)
Правила поведения в сети Интернет. Твоя безопасность в Интернете. Обеспечить усвоение
учащимися мер безопасности при посещении сайтов Интернет- сети. Социальные сети в
моей жизни. Формирование убеждений в необходимости соблюдения мер безопасности при
посещении социальных сетей. Обобщающее занятие. Викторина.

Приложение 1.
Календарно – тематическое планирование.
№п/п

1.

2.
3.

4.

5-6.

7-8.

9.

10.

Тема

1 класс

Кол-во
Содержание
часов
Введение. (1 ч)
Что такое безопасность? 1
Опасностями принято
называть: вещи, предметы и
явления, которые при
определённых условиях
способны вызвать, причинить
человеку, какой-нибудь вред,
стать причиной травм и
заболеваний.
- природные опасности,
- техногенного
происхождения,
- социальные опасности.
Безопасное поведение в школе.(2ч)
Экскурсия « Наша
1
Экскурсия по школе.
школа».
Безопасное поведение в
1
Правила поведения
классе, коридоре,
школьника.
столовой.
Школа «Светофоркина» (5 ч)
Для чего нужны правила 1
Познакомить с историей
дорожного движения.
появления ПДД.
Формировать у школьников
положительное
эмоциональное отношение и
познавательный интерес к
изучению ПДД.
Выйду я на улицу.
2
Диагностика уровня
осведомлённости учащихся
по ПДД и уровня
сформированности
практических умений ПДД
Объяснить опасность игр на
дороге через фиксацию
внимания на дороге, как
особом объекте.
Дорога в школу.
2
Формировать у школьников
представления об
особенностях дорожного
движения осенью в связи с
повышением опасности
ДДТП. Составление
маршрута.
Безопасное поведение дома. (5 ч)
Как могут стать
1
Знакомство с тем, какие
опасными обычные
домашние предметы могут
домашние вещи.
быть опасными.
Как человек огонь
1
Введение в курс по ПБ.
приручил.
Знакомство с эволюцией
человека и необходимости
использования огня.

Дата
проведения

11-12.

13.

14.
15.
16.
17.

18.

Знакомство с
произведениями худ. литры
об огне.
Огонь друг или враг.
2
Какую пользу приносит огонь
человеку, и как человек
научился управлять огнем.
Какой вред может причинить
огонь. Последствия пожаров
в жилых домах и других
зданиях. Меры
предосторожности при
обращении с огнем.
Если кто-то звонит в
1
Правила личной
безопасности, если оказался
твою дверь.
дома без взрослых.
Твоё здоровье. ( 5 ч)
Личная гигиена.
1
Понятие личная гигиена.
Правила личной гигиены.
Забота о глазах.
1
Познакомить детей с
внешними органами
Уход за ушами.
1
человека, воспитывать в
Уход за зубами.
1
детях чувство необходимости
сохранения физического
здоровья, ответственности,
формировать и
способствовать становлению
мотивационной сферы
гигиенического поведения,
воспитывать бережное
отношение к своему
здоровью.
Как следует питаться
1
Формирование устойчивых
навыков здорового образа
жизни, гигиены питания,
принципов безопасного и
качественного питания.
Безопасное поведение в природе.(3 ч)

19.

Опасные погодные
условия. Влияние погоды
на человека.

1

20.

Правила безопасности на
воде.

1

21.

Мы и животные.

1

Провести наблюдения за
элементами и явлениями
погоды. Научиться описывать
погоду и объяснять причины
происходящих природных
явлений. Уметь правильно
вести себя во время дождя,
грозы, снегопада, гололёда.
Узнать причины несчастных
случаев на воде; повторить
правильность действий при
случившемся несчастье на
льду. Осознать значимость
соблюдения правил
безопасного поведения на
льду.
Познакомятся с группой
опасных животных и

22.

23.

24-25.
26.
27.

28.

29.

30.

31.

32.
33.
34.

насекомых. Научатся
правилам защиты от опасных
животных и насекомых.
Дорожно-транспортная безопасность. (5 ч.)
Безопасность пешеходов 1
Различать составные части
на дороге.
дороги. Понимать различие
между дорогой и улицей.
Знать кто такие участники
дорожного движения. Знать
как вести себя в соответствии
с правилами.
Наш друг – светофор.
1
Научить различать виды
светофоров (транспортный и
для пешеходов). Научить
пользоваться сигналами
светофора для обеспечения
безопасности перехода
проезжей части.
Дорожные знаки.

Познакомить с видами
дорожных знаков.
Игра «Узнай знак».
1
Викторина.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (3 ч)
Что такое ЧС? ЧС
1
Познакомить с понятием
природного
«чрезвычайные ситуации».
происхождения.
Дать представление о
природных ЧС.
Наводнение.
1
Познакомить с причинами
наводнений. Действия при
наводнении. Составление
памятки « Осторожно!
Весенний паводок».
Землетрясение.
1
Познакомить с причинами
землетрясения. Правила
безопасности при
землетрясении.
Безопасность в Интернете. ( 2 ч)
Компьютер-враг, друг,
1
Беседа по теме. Составление
помощник?
памятки работы на
компьютере.
Компьютер и здоровье. 1
Правила работы с
Правила
безопасного
компьютером. Безопасность в
поведения в интернете.
интернете.
Этикет – правила правильного поведения. (3 ч)
Как вести себя за столом. 1
Правила поведения за столом.
Практическое занятие.
Как вести себя в гостях.
1
Правила поведения в гостях.
Практическое занятие.
Как вести себя в обще1
Экскурсия. Правила
ственных местах.
поведения в общественных
местах.
1

2 класс
№п/п

1.

2.

3-4.

5.

6-7.

8.

9-10

11.

Тема

Кол-во
Содержание
Дата
часов
проведения
Введение. (1 ч)
Что такое безопасность? 1
Получить представление о
том, как рождаются опасные
ситуации. Усвоить общие
правила безопасности жизни.
Как сберечь здоровье и
сохранить жизнь в
современном мире.
Безопасное поведение в школе.(1ч)
Безопасное поведение в
1
Правила поведения
школьника.
классе, коридоре,
столовой.
Школа «Светофоркина» (5 ч)
Как устроена дорога.
2
Путь сообщения и элементы
дороги; перекрестки.
Отработка умений
безопасного движения на
улице, объективной оценки
ситуации на дороге
Как устроена дорога.
1
Экскурсионное занятие,
разработка безопасного
маршрута (разработать
памятки для
первоклассников)
Участники дорожного
2
Кто относится к участникам
движения.
дорожного движения.
Знать как вести себя в
соответствии с правилами.
Безопасное поведение дома. (5 ч)
Опасные места дома.
1
Усвоить несколько известных
правил безопасного
обращения с электрической
энергией, поведением на
балконе, подоконнике, в
лифте.
Ни ночью ни днем не
1
Меры предосторожности при
балуйтесь с огнем.
обращении с огнем.
Недопустимость игр детей с
огнем. Примеры тяжелых
последствий пожаров,
происшедших в результате
детской шалости с огнем.
Способы прекращения
горения веществ и
материалов.
Запомните детки1
Каждый должен с юных лет
таблетки не конфетки.
заботиться о своём здоровье,
обладать знаниями в области
гигиены и первой
медицинской помощи, не
вредить своему организму.

12.

13.

14.

15.

16.

Лекарственные средства
могут причинить человеку, не
только пользу, но и вред,
стать причиной травм и
заболеваний. Как оказывать
само- и взаимопомощь при
химических ожогах и
отравлении.
Поплотнее кран закрой – 1
Особенности среды обитания
осторожен будь с водой.
человека. Влияния факторов
среды на здоровье человека.
Система жизнеобеспечения
жителей города. Что и как
надо делать в домашних
условиях, чтобы не нанести
ущерб домашнему
имуществу
Безопасное поведение на улице. ( 5 ч)
Опасности улицы.
1
Усвоить несколько известных
правил безопасного
поведения на улице: вблизи
строительной площадки,
трансформаторной будки, на
пустыре. Избегать опасные
места во время прогулки на
улице.
Как вести себя с
1
Уметь правильно действовать
незнакомыми людьми на
при встрече с незнакомцами.
улице.
Правила личной
безопасности, если оказался
дома без взрослых. Какими
приёмами пользуются
преступники, чтобы заманить
подростка в укромное место
для совершения
преступления.
Твой двор.
1
Какие опасные зоны имеет
каждый населённый пункт. В
каких местах нашего города
надо быть особенно
внимательным. Избегать
опасные места во время
прогулки во дворе.
Терроризм – это опасно!

1

Меры предосторожности при
угрозе совершения
террористического акта.
Поведение при похищении
или захвата в качестве
заложника.
Какими приёмами
пользуются преступники,
чтобы заманить подростка в
укромное место для
совершения преступления.
Запомнить номера телефонов

17.

18.

19.

20.

21.

22.

экстренных служб.
Если ты потерялся. Твои 1
Знать свой домашний адрес,
координаты.
имена родителей, место их
работы, номер телефона
родителей. Уметь обратиться
за помощью. Запомнить
номера телефонов
экстренных служб.
Твоё здоровье. ( 5 ч)
Почему мы болеем?
1
О причинах и признаках
болезней, что такое
адаптация и как организм
помогает себе сам, понимать
значение выражения
«здоровый образ жизни», какие врачи помогают
сохранить нам здоровье.
Прививки от болезней
1
Что такое инфекционные
болезни и для чего делают
прививки от болезней,
понимать для чего нужны
лекарства.
Как избежать отравлений 1
Признаки лекарственных и
пищевых отравлений. Уметь
оказать себе первую помощь
при лекарственных и
пищевых отравлениях
Как уберечься от поре1
Какие бывают травмы.
зов, ушибов, переломов.
Научиться оказать первую
помощь при порезах, ушибах,
переломах; оказать первую
помощь при укусах насекомых; оказать себе первую
помощь, если укусила собака.
Безопасность при любой 1
Правила поведения, если
погоде.
солнечно и жарко и если на
улице дождь и гроза.
Признаки перегревания и
теплового удара.
Безопасное поведение в природе.(5 ч)

23.

Правила поведения в
лесу.

1

24.
25.
26.
27.

Опасные растения.
Опасные грибы.
Опасные животные.
Опасные явления
природы.

1
1
1
1

Познакомить учащихся с
правилами безопасного
поведения в лесу.
Познакомить учащихся с
растениями, ягодами и
грибами родного края. Учить
бережному отношению к
природе; беречь лес,
растения, животных, птиц.
Познакомить в каких случаях
человеку приходится
защищаться от природы.
Научить распознавать
ядовитые растения и грибы.
Избегать опасности при

встречах и общении с
опасными насекомыми и
животными. Закрепить
знания о природных явлениях
окружающего мира, о
правилах безопасности во
время опасных природных
явлениях;
- научить практическим
действиям;

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

- формировать понимание
опасности природных
явлений для
жизнедеятельности человека.
Дорожно-транспортная безопасность. (3 ч.)
Внимание, дорога!
1
Светофор – наш друг и
помощник. Путешествие в
страну дорожных знаков.
Мы – пассажиры.
1
Познакомить учащихся с
правилами пользования
общественным транспортом.
Показать, как нужно
обходить автобус и
автомобиль.
а) транспортная культура
поведения.
б) Обязанности пассажира,
соблюдение правил
поведения в общественном
транспорте.
Движение пешеходов по 1
Практическое занятие по
улице и дороге .
общим правилам перехода
проезжей части дороги.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (2 ч)
Причины наводнений.
1
Дать представление о
Меры защиты человека.
природных ЧС. Познакомить
с причинами наводнений.
Действия при наводнении.
Составление памятки «
Осторожно! Весенний
паводок».
Безопасное поведение во 1
Викторина. Просмотр
время землетрясения.
фильма.
Безопасность в Интернете. (2 ч)
Компьютер и
1
Беседа по теме. Составление
компьютерные игры.
памятки работы на
компьютере. Польза и вред
компьютерных игр.
Путешествие в страну
1
Правила работы с
«Безопасный интернет».
компьютером. Безопасность в
интернете.

3 класс
№п/п

1.

2.

3-4.

5-6.

7.

8.

9-10

11.

Тема

Кол-во
Содержание
Дата
часов
проведения
Введение. (1 ч)
Что такое безопасность? 1
Получить представление о
том, как рождаются опасные
ситуации. Усвоить общие
правила безопасности жизни.
Как сберечь здоровье и
сохранить жизнь в
современном мире.
Безопасное поведение в школе.(1ч)
Безопасное поведение в
1
Правила поведения
школьника.
классе, коридоре,
столовой.
Школа «Светофоркина» (5 ч)
Берегись автомобиля.
2
Различать транспорт,
Виды транспорта.
который мы видим в городах
и посёлках, на земле, на воде
и в воздухе.
Движение пешеходов по 2
Правила дорожного
улице и дороге .
движения. Как правильно
перейти проезжую часть.
Правила пешехода. Движение
пешеходов в непогоду и
темноте.
Безопасность на
1
Научить правильно
железной дороге.
переходить
железнодорожные пути для
обеспечения безопасности.
Просмотр фильма.
Безопасное поведение дома. (5 ч)
Как обращаться с
1
Причиной пожара могут быть
электроприборами.
нарушения пожарной
безопасности при
эксплуатации
электротехнических
устройств, бытовых приборов.
Тепловое воздействие
электрического тока, короткое
замыкание, перегрузка.
Защита электрических сетей
от коротких замыканий,
перегрузок и т.п. Основные
правила пользования
бытовыми приборами,
средствами бытовой химии.
Огонь, вода и газ.
2
Знакомство с действиями при
пожаре. Уметь правильно
действовать при аварии
водопровода. Действия при
утечке газа.
Профессия пожарный.
Осознавать важность
профессии пожарного. Знать

12.

13.

14.

15-16.

17.

краткую историю
возникновения пожарного
дела. Различать пожарную
технику по её
функциональным
особенностям.
Правила поведения с
1
Уметь правильно действовать
незнакомцами.
при встрече с незнакомцами.
Правила личной
безопасности, если оказался
дома без взрослых.
Безопасное поведение на улице. ( 5 ч)
С другом мы идем 1
Какие опасные зоны имеет
каждый населённый пункт. В
гулять.
каких местах нашего города
надо быть особенно
внимательным. Запомнить
номера телефонов
экстренных служб:
а) Пожарная охрана.
в) Скорая медицинская
помощь.
г) Полиция
Правила безопасности
1
Общение с природой таит в
на льду.
себе много интересного и,
самое главное, очень полезно
для здоровья. Но необходимо
соблюдать правила
безопасности. Причины
несчастных случаев на
природе. Правила личной
безопасности при
нахождении на природе.
Первая медицинская помощь
при переохлаждении и
обморожении.
Правила поведения в
2
Меры предосторожности при
толпе.
угрозе совершения
террористического акта.
Поведение при похищении
или захвата в качестве
заложника.
Какими приёмами
пользуются преступники,
чтобы заманить подростка в
укромное место для
совершения преступления.
Наступает Новый год.

1

Знать причины
возникновения пожаров в
период НГ праздников.
Понимать правила
проведения эвакуации при
угрозе жизни.
Уметь ориентироваться при

18.

19.
20.

21.

22.

выборе способа эвакуации
при проведении утренников
и концертов.
Безопасность в природе. (5 ч)
Как люди относятся к
1
Научиться соблюдать
природе?
правила безопасного
поведения в природе.
Необходимые средства
защиты на природе.
Осторожно, гололёд!
1
Формирование основ
безопасности собственной
Опасность схода снега с
1
жизнедеятельности при
крыш.
неблагоприятных погодных
условиях – гололеде,
гололедице, схода снега с
крыш.
Метели, снежные бури,
1
Систематизируют знания о
снегопады и сильные
безопасных действиях при
мороз.
сильных морозах, метелях,
снежных бурях и снегопадах.
Научатся оказывать первую
помощь при обморожении.
Как вести себя во время
1
Познакомить учащихся с
грозы.
явлениями природы – грозой,
молнией, громом; о роли этих
явлений природы в жизни
человека, о правилах
поведения во время грозы.

23.

Добрым быть приятнее,
чем злым, завистливым и
жадным.

1

24.

Не грызи ногти, не ковыряй в носу.

1

25.

Как нужно одеваться.

1

26-27.

Как вести себя за столом.
Как вести себя в гостях.
Как вести себя в общественных местах.

2

Твоё здоровье. (5 ч)
Научить общаться без
напряжения и страха; думать
о своих поступках; избегать
при общении лжи; стараться
понимать своих родителей;
уметь сдерживать себя в
необходимой ситуации.
Профилактика вредных
привычек и пропаганда
здорового образа жизни.
Обсуждение проблемы
вредных привычек в классе.
Показать детям зависимость
здоровья ребенка от одежды
и времени года. Формировать
представления детей об
одежде, ее связи с сезоном,
возрастом, о материалах, из
которых она изготовлена, и
их качестве.
Научить сервировать стол;
соблюдать гостевой этикет;
соблюдать правила поведения
в транспорте и на улице, в
театре, кино, школе; уметь
разговаривать по телефону;

28.
29.

30.

31.

32.

33.

34.

уметь помочь себе
справиться с ленью; уметь
организовать свой досуг.
Дорожно-транспортная безопасность. (3 ч.)
Из истории правил
1
История возникновения ПДД.
дорожного движения.
Город и его транспорт.
1
Городской транспорт.
Движение пешеходов по
улицам и дорогам. Опасные
ситуации на дорогах. Как
рождаются опасные ситуации
на дорогах. Мы – пассажиры.
Правила для пассажира.
Мы – велосипедисты.
1
Правила для велосипедиста.
Праздник «Мы знаем правила
дорожного движения».
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (2 ч)
ЧС природного
1
Дать представление о
природных ЧС. Познакомить
происхождения.
с причинами наводнений.
Действия при наводнении.
Составление памятки
« Осторожно! Весенний
паводок». Правила поведения
при землетрясениях.
Безопасное поведение во 1
Беседа по теме. Просмотр
время урагана, смерча.
фильма.
Безопасность в Интернете. ( 2 ч)
Какие опасности ждут
1
Правила безопасного
школьника в сети
поведения в Интернете. Игра.
Интернет.
Мошенничество в сети
1
Беседа. Просмотр фильма.
интернет.

4 класс
№п/п

1.

2.

3-5.

Тема

Кол-во
Содержание
часов
Введение. (1 ч)
Что такое безопасность? 1
Получить представление о
том, как рождаются опасные
ситуации. Усвоить общие
правила безопасности жизни.
Как сберечь здоровье и
сохранить жизнь в
современном мире.
Безопасное поведение в школе.(1ч)
Как вести себя во время
1
Правила поведения
пожара в школе.
школьника. Эвакуация.
Школа «Светофоркина» (5 ч)
Правила перехода
3
Правила перехода дороги:
дороги.
нерегулируемые переходы,
регулируемые переходы,
виды светофоров. Отработка
умений безопасного

Дата
проведения

6-7.

8.

9.

10.

11.

движения на улице,
объективной оценки
ситуации на дороге.
Закрепить понятие дорог с
односторонним и
двусторонним движением,
регулируемый и
нерегулируемый переход.
Научить пользоваться
сигналами светофора для
обеспечения безопасности
перехода проезжей части
Практическое занятие.
Мы пассажиры.
2
Познакомить учащихся с
правилами пользования
общественным транспортом.
Показать, как нужно
обходить автобус и
автомобиль.
а) Транспортная культура
поведения.
б) Обязанности пассажира,
соблюдение правил
поведения в общественном
транспорте.
Безопасное поведение дома. (5 ч)
Пожарная охрана и ее
1
Пожарная охрана и ее задачи.
задачи.
Роль добровольных пожарных
организаций (добровольных
пожарных дружин и дружин
юных пожарных).
Предупреждение пожаров
основное направление
деятельности пожарной
охраны и добровольных
пожарных организаций.
Использование достижений
науки и техники в области
предупреждения и тушения
пожаров.
Пожар в лесу и на даче.
1
Причины возникновения
пожаров в лесу и на даче.
Последствия таких пожаров.
Правила поведения при ЧС на
природе. Порядок разведения
костров на природе. Средства
защиты и эвакуации.
Викторина «Мы знаем
1
Проверка знаний и умений.
правила пожарной
безопасности».
Если вы остались дома
1
Правила поведения в
одни.
квартире без родителей.
Запомнить номера телефонов
экстренных служб:
а) Пожарная охрана.
в) Скорая медицинская

помощь.
г)Полиция и др.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18-19.

20.

Лекарства и средства
бытовой химии, как
источники возможной
опасности.

1

Лекарственные средства
могут причинить человеку, не
только пользу, но и вред,
стать причиной травм и
заболеваний. Бытовая химия
очень опасна, если
пользуешься ею неправильно.
Безопасное поведение на улице. (5 ч)
Опасные места на улице, 1
Какие опасные зоны имеет
во дворе.
каждый населённый пункт. В
каких местах нашего села
надо быть особенно
внимательным. Запомнить
номера телефонов
экстренных служб:
а) Пожарная охрана.
в) Скорая медицинская
помощь.
г) Полиция
Терроризм угроза
1
Меры предосторожности при
человечеству.
угрозе совершения
террористического акта.
Действия, если ты
оказался в заложниках.

1

Поведение при похищении
или захвата в качестве
заложника.
Какими приёмами
пользуются преступники,
чтобы заманить подростка в
укромное место для
совершения преступления.
Правила и меры
1
Составление памяток.
безопасного поведения
Конкурс рисунков и плакатов
на воде в осенний и
по теме. Безопасность на
зимний периоды.
льду.
Игра – путешествие
Тематическое спортивное
« Азбука безопасности».
ориентирование по станциям.
Безопасность в природе. (5 ч)
Если ты заблудился в
2
Познакомить учащихся с
лесу.
правилами безопасного
поведения в лесу.
Ориентироваться в лесу по
компасу, природным
приметам. Повторить знания
учащихся о растениях,
ягодах и грибах родного края.
Учить различать съедобные и
ядовитые грибы, ягоды.
Бережно относиться к
природе; беречь лес,
растения, животных, птиц.
Опасности отдыха на
1
Научиться соблюдать

природе.

21.

Экологическая
безопасность.

1

22.

Обобщающее занятие.
Викторина.

1

23.

Почему некоторые
привычки называются
вредными.

1

24.
25.
26.

27.

28.

правила безопасного
поведения в природе.
Необходимые средства
защиты на природе.
Информировать об основных
опасностях отдыха на
природе, профилактике
укусов и отравлений.
Формирование убеждений в
необходимости соблюдения
мер безопасности при отдыхе
на природе.
Формирование
экологической культуры,
культуры поведения на
природе.
Проверка знании й и умений.

Твоё здоровье. (5 ч)
Профилактика вредных
привычек и пропаганда
здорового образа жизни.
Обсуждение проблемы
вредных привычек в классе
Злой волшебник табак.
1
Научить учащихся понимать,
какое чувство провоцирует на
Вредные напитки
1
тот или иной поступок
Что вредит здоровью.
1
(злость, зависть, гнев,
радость); стараться избегать
стрессов; уметь находить
причину и последствия
событий, уметь выбирать
правильное для своего
здоровья поведение.
Отвечать за своё решение;
уметь противостоять, если
кто-то будет предлагать покурить; заниматься
самовоспитанием; уметь
сказать нет, если кто-нибудь
будет предлагать
попробовать алкоголь или
наркотики; уметь оказывать
помощь своим одноклассникам, поддерживать и
помогать членам своей семьи.
Спорт в жизни людей.
Спорт помогает людям
избавиться от вредных
привычек. Физические
упражнения, их влияние на
физическое развитие и
физические качества.
Дорожно-транспортная безопасность. (3 ч.)
Как пешеходы и
1
История возникновения ПДД.
водители поделили
Просмотр фильма.
улицу.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Виды автотранспортных 1
средств и их тормозные
свойства.

Транспорт. Движение
пешеходов и транспорта по
улицам и дорогам. Причины
детского дорожнотранспортного травматизма.
Разбор конкретных случаев
дорожно-транспортного
травматизма.
Учите правила
1
Практическое занятие.
дорожного движения.
Праздник.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (2 ч)
ЧС природного
1
Дать представление о
природных ЧС. Познакомить
происхождения.
с причинами наводнений.
Действия при наводнении.
Составление памятки
« Осторожно! Весенний
паводок». Правила поведения
при землетрясениях.
Безопасное поведение во 1
Беседа по теме. Просмотр
время урагана, смерча.
фильма.
Безопасность в Интернете. ( 2 ч)
Социальные сети в моей 1
Правила поведения в сети
жизни.
Интернет. Формирование
убеждений в необходимости
соблюдения мер
безопасности при посещении
социальных сетей.
Обобщающее занятие.
1
Викторина.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».