Обновленные ФГОС НОО и ООО
27.05.2022
Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.
Обновленные требования ФГОС для школы вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться по новым стандартам.
Последовательность действий по введению обновленных ФГОС НОО и ООО отражена в таблице
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2022/2023 уч. год | |||||||||
2023/2024 уч. год | |||||||||
2024/2025 уч. год |
Обязательное введение ФГОС | |
Введение ФГОС по мере готовности |
Ознакомиться с текстом стандарта можно по ссылке:
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/
Какие бывают ФГОС общего образования
Для российских школ актуальны следующие документы:
· ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
· ФГОС основного общего образования (5–9-й классы);
· ФГОС среднего общего образования (10–11-й классы);
· Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Три поколения ФГОС для школ
Первое поколение ФГОС
Введены в 2004 году. Документ назывался «Государственные образовательные стандарты».
Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса.
Второе поколение ФГОС
ФГОС второго поколения вводили постепенно с 2009 года. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).
Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?».
Третье поколение ФГОС
Новые ФГОС 2021, скорее, обновляют старые стандарты. Обновленный ФГОС апробирован в некоторых школах Российской Федерации, а его позиции обсуждались с профессиональным и родительским сообществом.
Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.
Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик.
Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован.
Второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности школы.
Краткие выводы
· Проект нового ФГОС вступит в силу 1 сентября 2022 года.
· Обновленные стандарты коснутся детей, которые пойдут в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.
· Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни.
· Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.05.2022
Дата обновления: 21.06.2022
Дата публикации: 27.05.2022