Главная Написать нам Публичный доклад Карта сайта Вход
Версия для слабовидящих

Образовательные стандарты

Образовательные стандарты

С 1 сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения России перешли  на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 


Что такое Федеральный государственный стандарт?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Нормативная база:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 "От утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2009 №15785)

  • Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"  (зарегистрирован в Минюсте РФ 01.02.2011 №19644)

  • Приказ Минобрнауки РФ  от 17.05.2012 №413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" (зарегистрирован в Минюсте России 7.06.2012. №24480) 

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящее с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленных за время обучения в школе.

Какие требования выдвигает новый ФГОС ?

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - это совокупность трех систем требований:

  • требований к результату образования,
  • требований к структуре основных образовательных программ (как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
  • требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.)

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия. Для УУД предусмотрена отдельная программа — программа формирования универсальных учебных действий. Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.  

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».

Реализация программы формирования УУД в начальной школе — ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие, например:

  • обучение на основе «учебных ситуаций» - это сложный комплекс мероприятий, проводимых учителем на занятии, участвуя в них дети с помощью учителя:
    - обнаруживают предмет своего действия;
    - исследуют его, совершая разнообразные учебные действия;
    - преобразуют его, например, переформулируют  или предлагают свое описание;
    - частично запоминают.

  • Создание на уроках различных проектов, в том числе мультимедийных.

  • Использование на уроках уровневой дифференциации. Это технология способствует:
    - созданию психологического комфорта в процессе обучения и атмосферы делового сотрудничества детей, педагогов и родителей, основанного на строгом выполнении взаимных обязательств;
    - обеспечивает условия для индивидуальной траектории развития каждого школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям;
    - формирует систему опорных базовых знаний и умений, составляющих основу при последующем обучении;
    - формирует систему оценки и самооценки, адекватной реальным достижениям детей, созданию на этой основе условий для принятия ребенком самостоятельных ответственных решений в отношении выбора той иной образовательной траектории.

Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт ?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, осоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

  • метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе школы.  

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку  и внутреннюю оценку.                                            

Внешняя оценка – оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность. Внешняя оценка проводится в рамках следующих регламентированных процедур:  государственная итоговая аттестация выпускников;  аттестация работников образования; аккредитация образовательного учреждения; мониторинговые исследования качества образования.

Внутренняя оценка – оценка, это оценка самой школы (учащегося, учителя, школьного психолога, администрации). Она выражается: в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями школьными психологами; в промежуточной и итоговой оценках учащихся; в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.