29.09.2021
Департамент образования администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №10
с углубленным изучением отдельных предметов
ПРИКАЗ
28.09.2021 №121
О реализации
модели «Наставничество»
В
соответствии с письмом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области (далее – Министерство образования) от 31.08.2020 №
02-01-81/9681 «О внедрении целевой модели наставничества» муниципальным
образованиям, расположенным на территории Свердловской области (далее –
муниципальные образования)
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Назначить
ответственным. за разработку и внедрение целевой модели наставничества (далее
куратора) обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность
по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам
среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших
практик обмена опытом между обучающимися (далее – целевая модель
наставничества) - заместителя директора Деянову Т.В.
2. Разработать
дорожную карту по внедрению целевой модели наставничества, утвердить ее органом
муниципальной власти, осуществляющим управление в сфере образования – в срок до 01.10.2021;
3. Организовать
информирование заинтересованных лиц (обучающиеся, родители/законные
представители, работодатели) до 15.10.2021);
4. Заместителям
директора Кизиловой Е.А., Копейкиной М.Б. сформировать базы наставников и
наставляемых - до 20.10.2020; и организовать обучение наставников до 30.10.2020;
5. Заместителям
директора Кизиловой Е.А., Копейкиной М.Б. сформировать пары «наставник –
наставляемый до 20.10.2021;
6. Приступить
к реализации целевой модели наставничества с 1.11.2021
Контроль за исполнением приказа оставляю
за собой
Директор школы А.В.
Кузнецов
29.09.2021
План
мероприятий («дорожная карта»)
внедрения целевой модели наставничества
в МАОУ СОШ№10 с углубленным изучением отдельных предметов
1. Основные положения
План мероприятий («дорожная
карта») разработана в соответствии с распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении
методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися».
Целью внедрения целевой модели
наставничества является максимально полное раскрытие личности наставляемого,
необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в
современных условиях неопределенности, а также создание условий для
формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной
ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических
работников (далее – педагоги) в МАОУ СОШ№10 с углубленным изучением отдельных
предметов.
Задачи внедрения целевой
модели наставничества:
улучшение показателей МАОУ
СОШ№10 с углубленным изучением отдельных предметов в образовательной,
социокультурной, спортивной и других сферах;
подготовка обучающегося к
самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном
мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность,
неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
раскрытие личностного,
творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка
формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
создание психологически
комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение
числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
создание канала эффективного
обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого
субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
формирование открытого и
эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на
комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и
партнерские отношения.
2. Формы наставничества
Форма наставничества – это способ реализации
целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы,
участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их
основной деятельностью и позицией.
В числе самых распространенных
форм наставничества, включающих множественные вариации в зависимости от условий
реализации программы наставничества, могут быть выделены пять:
«ученик – ученик»;
«учитель – учитель»;
«студент – ученик»;
«работодатель – ученик»;
«работодатель – студент».
Все представленные формы могут
быть использованы не только
для индивидуального взаимодействия (наставник – наставляемый), но и для групповой работы (один наставник
– группа наставляемых), при которой круг задач, решаемых с помощью
программы наставничества и конкретной формы, остается прежним, но меняется
формат взаимодействия – все мероприятия проводятся коллективно с возможностью
дополнительной индивидуальной консультации.
Организация работы в рамках всех
пяти форм не потребует
большого привлечения ресурсов и финансирования, так как все
программы
предполагают использование внутренних ресурсов (кадровых, профессиональных) образовательных организаций, за исключением возможного
привлечения экспертов для проведения первичного обучения наставников.
3. Этапы программы
Реализация программы наставничества в МАОУ СОШ№10 с
углубленным изучением отдельных предметов включает семь основных этапов.
1. Подготовка условий для запуска программы
наставничества.
2. Формирование базы наставляемых.
3. Формирование базы наставников.
4. Отбор и обучение наставников.
5. Формирование наставнических пар или групп.
6. Организация работы наставнических пар или групп.
7. Завершение наставничества.
Реализация программы наставничества в МАОУ СОШ№10 с
углубленным изучением отдельных предметов производится последовательно по двум
контурам,
обеспечивающим
внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов.
Внешний
контур образуют сотрудники некоммерческих организаций,
средств
массовой информации, участники бизнес-сообщества (корпорации,
малый
бизнес, трудовые и профессиональные ассоциации), в том числе
работодатели,
представители образовательных организаций,
профессиональных
ассоциаций психологов и педагогов, сотрудники органов
власти
в сфере здравоохранения и социального развития, представители
региональной
власти и органов местного самоуправления и другие субъекты
и
организации, которые заинтересованы в реализации программ
наставничества.
Внутренний контур представляют руководитель и
администрация
МАОУ
СОШ№10 с углубленным изучением отдельных предметов, обучающиеся и их родители,
молодые специалисты, педагоги,
педагоги-психологи, методисты.
Очередность этапов представлена на рисунке.
Целевая
модель этапов реализации программы наставничества в МАОУ СОШ№10 с углубленным
изучением отдельных предметов
|
Этап |
Работа внутри
МАОУ СОШ№10 |
Работа с внешней
средой |
|
Подготовка
условий для запуска программы наставничество |
Обеспечить
нормативноправовое оформление программы наставничества; ● информировать коллектив и обучающихся о
подготовке программы, собрать предварительные запросы обучающихся, педагогов,
молодых специалистов; ●
сформировать команду и выбрать куратора, отвечающих за реализацию программы; ●
определить задачи, формы наставничества, ожидаемые результаты; ●
сформировать дорожную карту внедрения целевой модели наставничества,
определить необходимые для реализации ресурсы – внутренние и
внешниеОпределить заинтересованные в наставничестве аудитории в зависимости
от выбранной формы наставничества; ●
информировать аудитории через целевые медиа о возможностях программы
наставничества, планируемых результатах и вариантах участия |
Определить
заинтересованные в наставничестве аудитории в зависимости от выбранной формы
наставничества; ●
информировать аудитории через целевые медиа о возможностях программы
наставничества, планируемых результатах и вариантах участия |
|
Формирование
базы наставляем ых |
●
Информировать родителей, педагогов, обучающихся о возможностях и целях
программы; ●
организовать сбор данных о наставляемых по доступным каналам (родители,
классные руководители, педагоги-психологи профориентационные тесты), в том
числе сбор запросов наставляемых к программе; ●
включить собранные данные в базу наставников, а также в систему мониторинга
влияния программы на наставляемых |
|
|
Формирование
базы наставников |
Информировать
коллектив, обучающихся и их родителей, педагогов и молодых специалистов о
запуске; ●
собрать данные о потенциальных наставниках из числа педагогов и обучающихся |
Взаимодействовать
с целевыми аудиториями на профильных мероприятиях с целью найти потенциальных
наставников; ●
мотивировать наставников |
|
Отбор
и обучение наставников |
●
Разработать критерии отбора наставников под собранные запросы; ●
организовать отбор и обучение наставников |
Привлечь
психологов, сотрудников педагогических вузов, менторов к отбору и обучению
наставников; ●
найти ресурсы для организации обучения (через некоммерческие организации,
предприятия, гранты, конкурсы) |
|
Формирование наставнических пар или
групп |
Разработать инструменты и организовать встречи
для формирования пар или групп; ● обеспечить психологическое сопровождение
наставляемым, не сформировавшим пару или группу, продолжить поиск наставника |
Привлечь психологов, волонтеров,
сотрудников педагогических вузов к формированию пар или групп |
|
Организация
работы наставниче ских пар или групп |
Выбрать
форматы взаимодействия для каждой пары или группы; ●
проанализировать сильные и слабые стороны участников для постановки цели и
задач на конкретные периоды; ●
при необходимости предоставить наставникам методические рекомендации и/или
материалы по взаимодействию с наставляемым(и); ●
организовать сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов для
мониторинга эффективности реализации программы; ●
собрать данные от наставляемых для мониторинга влияния программы на их
показатели; ●
разработать систему поощрений наставников |
Промежуточные
результаты программы транслировать партнерам программы и медиа для
актуализации и потенциального вовлечения в будущий цикл программы |
|
Завершение
наставничества |
Организовать
сбор обратной связи наставляемых, провести рефлексию, подвести итоги
мониторинга влияния программы на наставляемых; ●
организовать сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов для
мониторинга эффективности реализации программы; ●
реализовать систему поощрений наставников; ●
организовать праздничное событие для представления результатов
наставничества, чествования лучших наставников и популяризации лучших кейсов;
●
сформировать долгосрочную базу наставников, в том числе включая завершивших
программу наставляемых, желающих попробовать себя в новой роли |
Привлечь
сотрудников педагогических институтов, психологов к оценке результатов наставничества;
●
пригласить представителей бизнес сообщества, образовательных организаций,
НКО, исполнительно-распорядительных органов муниципального образования,
выпускников на итоговое мероприятие; ●
популяризировать лучшие практики и примеры наставничества через медиа,
участников, партнеров |
4. Характеристика
контингента школы
№ п/п |
Показатель |
Значение |
|
Факт 01.09.2021 |
Прогноз 01.09.2022 |
||
1 |
Численность
обучающихся, чел. |
1110 |
|
|
в
том числе: |
|
|
1.1 |
численность
обучающихся в 1-4 классах, чел. |
450 |
475 |
|
из
них: |
|
|
1.1.1 |
обучающихся
на «4» и «5», чел. |
300 |
350 |
1.1.2 |
входящих
в состав органов ученического самоуправления школы, чел. |
0 |
0 |
1.1.3 |
принимающих
участие в деятельности общественных организаций, чел. |
0 |
0 |
1.1.4 |
состоящих
на профилактических учетах, чел. |
0 |
0 |
1.2 |
численность
обучающихся в 5-9 классах, чел. |
475 |
475 |
|
из
них: |
|
|
1.2.1 |
обучающихся
на «4» и «5», чел. |
300 |
325 |
1.2.2 |
входящих
в состав органов ученического самоуправления школы, чел. |
38 |
38 |
1.2.3 |
принимающих
активное участие в деятельности общественных организаций, чел. |
38 |
38 |
1.2.4 |
состоящих
на профилактических учетах, чел. |
2 |
0 |
2 |
Численность
педагогических работников, чел. |
|
|
|
в
том числе: |
|
|
2.1 |
численность
педагогов с первой квалификационной категорией, чел. |
31 |
34 |
2.2 |
численность
педагогов с высшей квалификационной категорией, чел. |
9 |
10 |
2.3 |
численность
педагогов со стажем до 3 лет, чел. |
3 |
3 |
2.4 |
численность
педагогов со стажем свыше 30 лет, чел. |
11 |
11 |
2.5 |
численность
педагогов в возрасте до 35 лет, чел. |
|
|
2.6 |
численность
педагогов, входящих в состав региональных ассоциаций учителей, общественных
организаций, чел. |
13 |
13 |
3 |
Количество
работодателей (организаций, учреждений, предприятий), принимающих активное
участие в деятельности школы |
0 |
0 |
4 |
Численность
родителей (законных представителей) обучающихся, принимающих активное участие
в деятельности школы |
48 |
48 |
5 |
Иные
субъекты, принимающих активное участие в деятельности школы (указать какие) |
0 |
0 |
5. План
мероприятий («дорожная карта») внедрения
целевой
модели наставничества
5. Перспективные
результаты внедрения целевой
модели наставничества
Внедрение модели наставничества и
систематическая реализация мероприятий обеспечит:
улучшение показателей школы в
образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
подготовку обучающихся к самостоятельной,
осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире;
раскрытие личностного, творческого,
профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержку формирования и
реализации индивидуальной образовательной траектории;
создание психологически комфортной среды
для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся
в профессии педагогических кадров;
привлечение общественности, региональных
предприятий и организаций к участию в реализации программ менторства и
наставничества.
В результате реализации программам
менторства и наставничества обеспечен охват данными программами:
1) обучающихся:
не менее 10% в 2020 году;
не менее 20% в 2021 году;
не менее 30% в 2022 году;
не менее 50% в 2023 году;
не менее 70% в 2024 году;
2) педагогических работников:
не менее 10% в 2020 году;
не менее 20% в 2021 году;
не менее 30% в 2022 году;
не менее 50% в 2023 году;
не менее 70% в 2024 году.