Использование мобильных устройств в образовательном учреждении
06.09.2021
об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях
ГАРАНТ:
См. Информацию Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 августа
2019 г. по применению настоящих Методических рекомендаций
Методические
рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных
организациях
(далее - Методические рекомендации)
1. Общие положения
Целью настоящих Методических рекомендаций является
определение порядка использования устройств мобильной связи в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы
начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее -
образовательные организации, общеобразовательные программы) с целью
профилактики нарушений здоровья обучающихся, повышения эффективности
образовательного процесса.
2. Международный опыт регламентации требований к режиму
использования устройств мобильной связи в образовательных организациях
Анализ международного опыта показал, что
ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительные
накопленное время их использования являются факторами, ведущими к нарушениям
психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной
раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной
работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна 1.
Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от
использования электронных средств массовой информации вызывает у детей
состояние психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном.
Исследования, представленные в работах российских ученых,
выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в
образовательной организации, существенно отличающие их от сверстников, не
использующих мобильные устройства. Негативные реакции проявлялись в виде
ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции,
нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна.
Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной
зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся: чем
больше времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными
тестами. Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения
учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности.
Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом
многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества приложений
неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с
одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведет к
ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.
Для оценки роли использования смартфонов в учебной
деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало,
что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает
успешность сдачи тестов на 6,4%.
В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии,
Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны
рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том
числе в образовательных учреждениях.
Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды
мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы 2.
В Бельгии 3 и Великобритании 4
вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе
индивидуально. Общего разрешительного или запретительного правила не
установлено.
С 2019 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в
школах провинции Онтарио (Канада) 5 и в штате Новый Южный Уэльс
(Австралия) 6.
Запрещено пользоваться мобильными телефонами с 2012 года в
Малайзии и Нигерии, с 2013 года - в Уганде 7.
3. Рекомендации по упорядочению использования устройств
мобильной связи в образовательных организациях
- рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных
устройств связи в образовательной организации обучающимися, за исключением
детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья
(мониторинг сахара крови при сахарном диабете 1 типа и др.), а также
педагогическими работниками и родителями в целях снижения рисков нанесения
вреда здоровью и развитию детей в связи с использованием устройств мобильной
связи;
- проводить регулярную информационно-просветительскую и
разъяснительную работу с руководителями образовательных организаций,
педагогическими работниками (в том числе через курсы повышения квалификации с
привлечением квалифицированных специалистов), родителями (законными
представителями) и обучающимися о рисках здоровью от воздействия
электромагнитного излучения, генерируемого устройствами мобильной связи, о
возможных негативных последствиях и эффективности учебного процесса при
неупорядоченном использовании устройств мобильной связи в образовательном
процессе; включить в метапредметные результаты основных образовательных
программ школ вопросы формирования знаний и навыков по соблюдению правил
безопасности в современной цифровой среде; разрабатывать памятки, инструкции,
иные средства наглядной агитации по разъяснению порядка упорядочения
использования устройств мобильной связи в образовательной организации для
педагогических работников, родителей и обучающихся;
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение
процесса, связанного с ограничением использования устройств мобильной связи в
образовательной организации;
- предусмотреть для всех участников образовательного
процесса целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим "без
звука" при входе в образовательную организацию (в том числе с исключением
использования режима вибрации из-за возникновения фантомных вибраций);
- информировать родителей и обучающихся об их
ответственности за сохранность личных устройств мобильной связи в
общеобразовательной организации;
- предусмотреть места хранения во время образовательного
процесса устройств мобильной связи обучающихся (при наличии такой возможности и
необходимости);
- ограничить использование обучающимися устройств мобильной
связи во время учебного процесса;
- учитывать необходимость использования имеющихся ресурсов
образовательной организации или ресурсов иных организаций (в рамках сетевой
формы) при выборе образовательных технологий и методик, в том числе для
использования доступа обучающихся к их учетной записи в случае перехода в школе
на электронные дневники, без использования личных устройств мобильной связи
обучающихся;
- проводить мероприятия, направленные на воспитание культуры
использования устройств мобильной связи у всех участников образовательного
процесса, с использованием воспитательного потенциала совместной работы (педагогического
коллектива с детьми, старшеклассников с младшими детьми) в части воспитания
культуры использования устройств мобильной связи;
- обеспечить согласование с родителями вопросов коммуникации
родителей с обучающимися в случае возникновения необходимости, внештатной
ситуации;
- определить лиц, организующих выполнение мероприятий с
обучающимися и их родителями по выработке культуры безопасной эксплуатации
устройств мобильной связи, профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения
детей эффектов; за соблюдение установленного порядка; хранение устройств
мобильной связи;
- использовать время перемен для общения, активного отдыха
обучающихся между уроками (занятиями), восполнения их физиологической
потребности в двигательной активности с учетом возрастных норм; при
необходимости - использование на переменах устройств мобильной связи по прямому
назначению (для звонка, смс-сообщения);
- осуществлять мониторинг и анализ работы образовательных
организаций по упорядочению использования участниками образовательного процесса
устройств мобильной связи с целью профилактики неблагоприятных для здоровья и
обучения детей эффектов, повышения эффективности образовательного процесса и
воспитания;
- распространить Памятки для обучающихся, родителей и
педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и
обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи (Приложение
2).
Руководитель Федеральной службы |
А.Ю. Попова |
Руководитель Федеральной службы |
С.С. Кравцов |
______________________________
3 https://ru.euronews.com/2018/09/03/ru-school-phones.
4
https://www.theguardian.com/education/2015/may/16/schools-mobile-phones-academic-results.
5
https://www.oxfordlearning.com/should-cell-phones-be-allowed-classrooms/.
6
https://kidspot.co.nz/school-age/back-to-school/should-mobile-phones-be-banned-from-schools/.
7
https://blogs.worldbank.org/edutech/banning-and-unbanning-phones-schools.
______________________________
Результаты исследований, показавших отрицательные последствия использования
устройств мобильной связи на здоровье детей
Исследователи |
Отрицательные эффекты |
Burnett and Lee, 2005 |
Использование навигационной системы смартфона ухудшает построение
когнитивной пространственной карты |
Day J.J et al., 2007 |
Формирование психологической зависимости |
Ophir et al., 2009 |
Работают хуже в парадигме переключения задач из-за ограниченной
способности отфильтровывать помехи |
Черненков Ю.В. и др., 2009; Pagani L.S., et al., 2010; Nathanson A.I. et al., 2014; Moreira, G.A et al., 2017; Григорьев Ю.Г. и др., 2017 |
Гиперактивность, повышенная раздражительность, снижение
умственной работоспособности, долговременной памяти, расстройства сна,
нарушения коммуникативных способностей, склонность к депрессивным состояниям |
Panda N. et al., 2010 |
Нарушения фонематического восприятия |
Sparrow et al., 2011 |
Запоминают не саму информацию, а место, где эта информация может
быть доступна |
Lu M. et al., 2012 L. Hardell et al., 2013 |
Риски доброкачественных и злокачественных опухолей головного
мозга, слухового нерва |
Ralph et al., 2013 |
Более высокие уровни ежедневных сбоев внимания |
Thornton et al., 2014 |
"Простое присутствие" сотового телефона может привести
к снижению внимания и ухудшению выполнения задач, особенно для задач с
высокими когнитивными требованиями |
Lepp et al., 2014 |
Положительная корреляция между использованием смартфона и
беспокойством |
Owens, J.A. et al., 2014 |
Задержка начала сна, сокращение ночного сна, прерывистый сон,
дневная сонливость |
Stothart et al., 2015 |
При выполнении задачи, требующей внимания, уведомления по
мобильному телефону вызывают сбои в производительности, сходные по величине с
активным использованием телефона |
Barr et al., 2015 |
Большее использования смартфона коррелирует с более интуитивным и
менее аналитическим мышлением |
Moisala et al., 2016; Lepp A et al. 2015; Beland L.-P., 2015 |
При наличии раздражителей, отвлекающих внимание во время задачи
постоянного внимания, "многозадачники" работают хуже и больше
активности в правой префронтальной коре, отмечается снижение успеваемости |
Cain et al., 2016 |
Связано с более низкой производительностью рабочей памяти и более
низкими результатами стандартизированных тестов |
Памятка для обучающихся, родителей и педагогических работников по
профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от
воздействия устройств мобильной связи
2. Максимальное сокращение времени
контакта с устройствами мобильной связи.
5. Размещение устройств мобильной связи
на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.