Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Содержание программы дополнительного образования «Юный спасатель»
физкультурно-спортивной направленности соответствует примерным требованиям к
программам дополнительного образования детей (Минобрнауки России от 11.12.2006 №
06-1844).
Актуальность программы в том, что все приобретенные знания и навыки
необходимы подросткам в жизни: в школе на уроках, при поступлении в училища,
техникумы и институты, на работе и при службе в армии.
Адресат. Программа рассчитана на один год обучения, для детей возраста от 11
до 16 лет и основана на подготовке их к взрослой жизни, на то, чтобы они реально могли
смотреть на мир, научились оценивать обстановку и жизненные ситуации, свои
возможности и делать правильный выбор. Данная программа призвана расширить
кругозор ребенка и дать ему соответствующую возрасту адекватную картину мира,
подготовить его к действиям в экстремальных ситуациях, привить практические навыки
оказания пострадавшим первой доврачебной помощи.
Реализация программы осуществляется с учетом возрастных, психологопедагогических особенностей детей, их интересов и социальных потребностей.
Программа реализуется с учетом методологических подходов и требований к
Федеральных государственных образовательных стандартов для уровней начального и
среднего общего образования. Реализация программы предусматривает формирование
разновозрастной группы обучаемых: подростков в возрасте от 11 до 16 лет (учащиеся
средних классов, с 5 по 9 класс); зачисление детей старше 14 лет может осуществляться
по согласованию с руководством курсов ОБЖ в возрастную группу детей с 11 до 16 лет
(учащиеся средних классов).
В программу входят разделы по изучению работы в аварийно-спасательной службе
МЧС, по пожарно-прикладным видам спорта, поисково-спасательной работе и разделы,
посвященные общей физической подготовки.
Одним из направлений образовательной программы «Юный спасатель» являются
подготовка обучающихся к соревнованиям по пожарно-прикладным видам спорта и к
соревнованиям по программе Международного комитета по предупреждению и тушению
пожаров (СТIF) среди дружин юных пожарных, к районным соревнованиям при участии
МЧС России, отделений Общероссийской общественной организации «Всероссийское
добровольное пожарное общество»
Отличительной особенностью данной программы является ее практическая
значимость.
Социально психологически развитый человек в жизни, труде,
межличностных отношениях руководствуется цивилизованными моральными и
правовыми нормами, социальными ценностями, принятыми в данном обществе. Он
ориентирован на гармоничное решение проблем своей жизни, обеспечение ее духовной и
материальной полноты. Ему важно не только что он делает, но и как он это делает
(творчески, качественно, красиво). Ответственный, трудолюбивый, добросовестный,
оптимистично настроенный человек не боится трудностей, достойно переносит неудачи, в
экстремальных ситуациях поступает в соответствии с нормами морали и совести.
Социально развитая личность психологически интегрирована в общество, в котором она
живет, что проявляется в ее гражданственности, патриотизме.
Важное социально-психологическое свойство личности, способствующее
успешности в жизни, способность объективной оценки самого себя в обществе,
микрогруппе, тогда как неадекватная оценка своих способностей и качества своих
действий, самоуспокоенность или неверие в свои силы могут привести к негативным
последствиям в экстремальной ситуации.
Весьма существенной характеристикой человека и его поведения является
групповая интегрированность, осознание себя как члена определенного социального слоя,
группы.
Недостаточная подготовленность к экстремальным ситуациям может привести к
тяжелым, а порой и трагическим последствиям. Чтобы избежать их, необходимо:
знать виды экстремальных ситуаций, их особенности;
уметь выполнять необходимые действия, не ухудшая их качество под
влиянием своего психического состояния и необычных обстоятельств экстремальных
ситуаций;
уметь выполнять особые действия, сообразные специфике конкретных
экстремальных ситуаций;
обладать специально развитыми качествами, повышающими способность к
успешным действиям в специфичных экстремальных ситуациях, наиболее вероятных в
жизни и деятельности;
обладать повышенной экстремальной устойчивостью, чтобы безопасно
выходить из экстремальных испытаний без негативных последствий для дела, жизни и
здоровья;
быть способным настойчиво, невзирая на трудности, реализовать
свои намерения, наступательно преобразуя обстоятельства экстремальной ситуации
и гибко управляя своим поведением.
Не подлежит сомнению, что хорошо подготовленный к экстремальным ситуациям
человек более уверен в себе, чем неподготовленный. Осознание собственной
неподготовленности, неумелости - источник волнения и паники даже там, где для них нет
оснований. Подготовленный человек лучше разбирается в особенностях возникающих
ситуаций, более правильно оценивает их, предвидит развитие событий, тем самым не
позволяет застать себя врасплох и не вынужден действовать впопыхах. Подготовленный
человек действует спокойнее, допускает меньше ошибок и промахов, не создает себе по
незнанию дополнительные трудности.
Программа связана с курсом «Основы безопасности жизнедеятельности». Является
механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программы по
предмету, расширяя и обогащая его, направлена на сохранение здоровья в чрезвычайной
ситуации, начиная со школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и
здоровья ситуациях.
Новизна программы заключается в сочетании практико - ориентированных
занятий с психологическими тренингами, а также, то, что она ставит и решает актуальные
вопросы социального и духовного развития обучающихся, оставаясь при этом в рамках
детско-юношеских
движений «Юные инспектора дорожного движения», «Школа
безопасности» и требований современной школы.
Программа рассчитана на подростков в возрасте 11-16 лет, предполагается
разновозрастная группа до 20 человек, основная группа здоровья.
Объем и режим занятий: Программа рассчитана на один год обучения. 144 часа в
год, 9 месяцев, 36 недель при 4 часах в неделю.
Уровневость определяется основной группой здоровья; стартовый уровень.
Формы обучения
1.
Учебно-тренировочные занятия, лекции, беседы.
2.
Встречи с представителями ГИБДД, государственной противопожарной
службы МЧС России, МВД, ГО и ЧС города, комитета по здравоохранению.
3.
Соревнования.
4.
Походы.
5.
Взаимосотрудничество старших и младших ребят.
6.
Инструкторская и судейская практика.
Ведущей формой работы является групповая форма обучения, которая
способствует:
2
•
вовлечению каждого ученика в активный познавательный процесс, что
развивает умение думать самостоятельно, применять необходимые знания на практике,
легко адаптироваться в меняющейся жизненной ситуации;
•
развитию коммуникативных умений, продуктивного сотрудничества с
другими людьми, так как ученик поочередно выполняет различные социальные роли:
лидера, организатора, исполнителя и т.д.;
•
испытанию интеллектуальных, нравственных сил участников группы при
решении проблем безопасности;
•
желание помочь друг другу, что исключает соперничество, высокомерие,
грубость, авторитарность.
Виды занятий – практические занятия, соревнования, показательные выступления
Основной формой проведения занятий в первый год обучения является групповая.
В области практики основной формой занятия являются соревнования между группами, а
также районные и городские.
Все традиционные мероприятия направлены на то, чтобы ни один ребенок не
выпадал из учебного процесса в течение всего учебного года.
Формы подведения результатов - спортивные соревнования, показательные
выступления, конкурсы, смотры, сдача нормативов.
Цели и задачи общеразвивающей программы
Основными целями данной программы дополнительного образования детей
являются:
- обеспечение обучения, воспитания и развития детей;
- развитие мотивации личности к познанию;
- создание условий для профессионального самоопределения и творческого развития;
- обеспечение охраны жизни и здоровья ребенка;
- профилактика здорового образа жизни подрастающего поколения;
- укрепление здоровья;
- организация отдыха и занятости детей;
- профилактика социально-негативных явлений среди детей и молодежи.
Основными задачами данной программы являются:
Обучающие:
обучить учащихся действиям, которые будут использоваться как «подводящие»
упражнения, либо как средства избирательного воздействия на развитие
отдельных физических качеств, способностей;
обучение навыкам оказания первой доврачебной помощи;
совершенствовать двигательные умения и навыки прикладного характера, развить
двигательные качества на основе общей физической подготовленности.
пропаганда и изучение правил пожарной безопасности.
Развивающие:
- всестороннее совершенствование личностных качеств: психологическая
устойчивость, физическая сила, выносливость, быстрота принятия решений,
наличие необходимых знаний и навыков, позволяющих успешно действовать в
экстремальных ситуациях;
развитие памяти, логического мышления и мотивации личности к познанию;
развитие внимательности и осторожности.
Воспитательные:
ориентация на труд, собственные усилия;
удовлетворение потребности детей в общении;
воспитание приоритета общественных ценностей;
3
организация содержательного досуга.
Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
№
Название
раздела
темы,
Количество часов
всего
теория
Основы туристской подготовки - 46 часов
Туристские
2
2
путешествия,
1.1.
история развития
туризма
Личное и
4
групповое
1.2.
туристское
снаряжение
Организация
4
туристского быта.
1.3.
Привалы и
ночлеги
Подготовка к
4
1.4. походу,
путешествию
Питание в
4
1.5. туристском
походе
Техника и
4
тактика в
1.6.
туристском
походе
Обеспечение
2
безопасности в
туристском
1.7.
походе, на
тренировочных
занятиях
Туристские слеты 6
1.8.
и соревнования
Причины
4
4
возникновения
аварийных
ситуаций в
походе и меры их
1.9.
предупреждения.
Психологические
аспекты
взаимоотношений
в группе
1.10. Действия группы 8
2
Формы
аттестации/контроля
практика
1
беседа
4
тест
4
беседа
4
4
игра
4
игра
2
инструктаж
6
Участие,
проведение
беседа
6
инструктаж
4
в аварийных
ситуациях
Подведение
4
итогов
1.11.
туристского
путешествия
2
Топография и ориентирование
Топографическая 4
2.1. и спортивная
карта
Компас. Работа с 4
2.2.
компасом
Измерение
4
2.3.
расстояний
Способы
2
2.4.
ориентирования
Ориентирование
2
по местным
приметам.
2.5.
Действия в
случае потери
ориентировки
Соревнования по 4
2.6.
ориентированию
3
Краеведение
Туристские
2
возможности
родного края,
3.1.
обзор
экскурсионных
объектов, музеи
Изучение района 2
3.2.
путешествия
Общественно2
полезная работа в
путешествии,
3.3.
охрана природы и
памятников
культуры
4
Основы медицинских знаний
Профилактика
1
4.1. травматизма и
заболеваний
Средства
8
оказания первой
4.2.
медицинской
помощи
Первая
10
медицинская
4.3.
помощь при
травмах
4.4. Первая
1
2
2
фотоотчет
4
24 часа
тест
4
игра
4
2
2
тест
4
2
6 часов
презентация
2
презентация
2
фотоотчет
1
21 час
инструктаж
1
8
Тест
10
Тест
Тест
5
4.5.
5
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
6
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
медицинская
помощь при
острых
состояниях и
несчастных
случаях
Первая
1
1
медицинская
помощь при
отравлениях
Общая и специальная физическая подготовка
Краткие сведения 1
1
о строении и
функциях
организма
человека и
влиянии на него
физических
упражнений
Врачебный
4
4
контроль,
самоконтроль,
предупреждение
спортивных
травм на
тренировках
Общая
20
20
физическая
подготовка
Специальная
10
10
физическая
подготовка
Начальная специальная подготовка
Чрезвычайные
4
4
ситуации
природного и
техногенного
характера
Человек и
2
2
окружающая
среда. Факторы
риска в
современной
техногенной
среде
Единая
2
2
государственная
система
предупреждения
и ликвидации ЧС
Оказание помощи 2
2
людям в условиях
Тест
35 часов
норматив
12 часов
беседа
беседа
беседа
6
6.5.
природной среды
Основы
безопасного
ведения
спасательных
работ.
Итого
2
2
144 часа
32 часа
беседа
112 часов
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы туристской подготовки
1.1. Туристские путешествия. История развития туризма.
Теория. Роль туристских походов, путешествий, экскурсий в формировании характера
человека, воспитании патриотизма, углублении знаний, полученных в школе,
приобретении трудовых навыков, воспитании самостоятельности, чувства коллективизма.
История освоения России, знаменитые русские путешественники и исследователи. Книги,
рассказывающие о путешествиях, и их авторы: Обручев, Арсеньев, Федосеев и др.
История развития туризма в России. Влияние государства и общественных организаций в
различные периоды на развитие туризма. Современная организация туризма в стране.
История развития детско–юношеского туризма в стране и в родном городе, районе.
Туристские традиции своего коллектива. Знакомство с туристами–земляками.
Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипедный, спелеотуризм.
Характеристика каждого вида туризма. Самодеятельный туризм, экскурсионный,
международный.
Разрядные требования по спортивному туризму, спортивному ориентированию,
туристскому многоборью, судейские звания.
1.2. Личное и групповое снаряжение
Теория. Требования к туристскому снаряжению; прочность, легкость, безопасность и
удобство в эксплуатации, гигиеничность, эстетичность. Групповое и личное снаряжение
туриста. Подготовка личного снаряжения к походу с учетом сезона, условий похода.
Обеспечение влагонепроницаемости рюкзака, палатки. Обувь туриста и уход за ней.
Сушка и ремонт одежды и обуви в походе.
Кухонное оборудование для летних и зимних условий: таганки, тросики, каны, топоры и
пилы, чехлы к ним. Заточка и разводка пилы, усовершенствование пил и топоров для
похода. Ремонтный набор.
Снаряжение для краеведческой работы.
Специальное снаряжение: веревки вспомогательные и основные, страховочные системы,
карабины, репшнуры, альпеншток.
Практические занятия
Комплектование личного и общественного снаряжения. Подгонка личного снаряжения.
Изготовление, усовершенствование и ремонт снаряжения.
1.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги
Теория. Требования к месту бивака:
— жизнеобеспечение — наличие питьевой воды, дров;
— безопасность — удаленность от населенных пунктов, расположение на высоких
берегах рек, отсутствие на территории бивака сухих и гнилых деревьев;
— комфортность — продуваемость поляны, освещенность утренним солнцем, красивая
панорама.
7
Организация бивака в безлесной зоне, в горах.
Установка палатки в различных условиях.
Заготовка растопки, дров и предохранение их от намокания. Разведение костра в сырую
погоду, при сильном ветре, в сильном тумане.
Хранение кухонных и костровых принадлежностей, топора, пилы.
Оборудование места для приема пищи. Мытье и хранение посуды.
Правила работы дежурных по кухне.
Практические занятия
Выбор места бивака. Самостоятельная работа по развертыванию и свертыванию лагеря.
Установка палаток в различных условиях. Заготовка дров — работа с пилой и топором.
1.4. Подготовка к походу, путешествию
Теория. Подбор группы и распределение обязанностей.
Оформление походной документации. Утверждение маршрутов многодневных походов в
МКК. Смотр готовности группы, его цели.
Подготовка снаряжения.
Смета расходов на подготовку и проведение похода.
Практические занятия
Изучение маршрутов учебно–тренировочных и зачетного (летнего) походов. Составление
подробного плана–графика похода. Заполнение маршрутной документации. Составление
сметы расходов.
1.5. Питание в туристском походе
Теория. Значение, режим и особенности питания в многодневном походе.
Калорийность, вес и нормы дневного рациона.
Способы уменьшения веса дневного рациона: использование сухих и сублимированных
продуктов, ягод, грибов, свежей рыбы, съедобных растений.
Изменение режима питания в зависимости от условий дневного перехода.
Норма закладки продуктов. Составление меню, списка продуктов на день, на весь поход.
Практические занятия
Составление меню и списка продуктов. Приготовление пищи на костре.
1.6. Техника и тактика в туристском походе
Теория. Понятие о тактике в туристском походе.
Тактика планирования нитки маршрута. Разработка плана–графика похода. Маршруты
линейные и кольцевые. Радиальные выходы. Разработка запасных вариантов маршрута.
Дневки. Заброска продуктов и переноска «челноком».
Изучение, разведка сложных участков маршрута. Определение способов их преодоления.
Перестроения колонны при преодолении сложных участков.
Подведение итогов дневного перехода и корректировка плана на следующий день.
Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, болота,
осыпи, снежники.
Движение группы по дорогам и тропам. Разведка маршрута и, по необходимости,
маркировка.
Техника движения на равнине по травянистой поверхности, песку, мокрому грунту, через
кустарники, по камням, болоту.
Передвижение по тундре, карликовой растительности, стланику, высокотравью, густому
кустарнику.
Движение в тайге. Сложности ориентирования. Техника преодоления завалов, густых
зарослей, низинных заболоченных участков.
Движение в горах. Основные формы горного рельефа. Передвижение по травянистым
склонам, осыпям различной величины, скалам. Правила ходьбы в горах (темп движения в
зависимости от рельефа местности, правильная постановка стопы, правило трех точек
8
опоры, исключение рывков и прыжков, интервал, движение серпантином и «в лоб»,
самостраховка альпенштоком, короткие привалы).
Использование силы трения, увеличение или уменьшение давления на поверхность.
Использование страховки и самостраховки на сложных участках маршрута.
Использование специального снаряжения (страховочная система, веревки, карабины и
т.д). Узлы: простой и двойной проводник, восьмерка, прямой, схватывающие узлы,
встречный. Техника вязания узлов.
Броды через равнинные и горные реки: выбор места брода и способ прохождения.
Страховка и самостраховка во время брода.
Практические занятия
Отработка техники движения и преодоления препятствий.
1.7. Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях
(соответствует теме 1.8.)
1.8. Туристские слеты и соревнования
Теория. Организация, проводящая мероприятие. Состав Оргкомитета, его функции. План
его работы.
Утверждение главного судьи и комплектование судейской коллегии.
Выбор района проведения мероприятия, требования к нему (обеспечение безопасности,
удобства подъезда и т.д.).
Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской
Федерации. Основные разделы правил.
Задачи и характер соревнований. Классификация соревнований.
Положение о соревнованиях. Работа мандатной комиссии. Порядок подачи и
рассмотрения протестов.
Права и обязанности участников, представителей, тренеров.
Требования к снаряжению (личному и групповому) и форме одежды участников.
Порядок снятия команд и участников с соревнований.
Права и обязанности судей.
Меры по обеспечению безопасности при проведении туристских слетов, соревнований.
Разработка условий проведения соревнований.
Работа судей на этапах. Старший судья и судьи на этапах, их права и обязанности.
Оборудование и оформление этапа и мест работы судей. Организация судейской
страховки.
Инструктаж судей: условия преодоления этапа с показом вариантов правильного и
неправильного его прохождения, трактовка нарушений и пользование таблицей штрафов.
Непредусмотренные ситуации и действия судьи.
Судейская документация, порядок протоколирования и организация информации
участников о допущенных нарушениях и штрафах.
Контрольное время на прохождение этапа, действие судьи в случае
его превышения.
Практические занятия
Участие в разработке Положения и условий проведения школьных соревнований.
Подготовка инвентаря и снаряжения для соревнований. Участие в выборе района
соревнований, слета.
Участие в постановке этапов дистанции. Работа в качестве судей на этапах. Участие в
соревнованиях.
1.9. Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их
предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе.
Теория. Основные причины возникновения аварийных ситуаций в туризме (слабая
дисциплина, изменение состава группы, маршрута, недостаток снаряжения, неправильная
9
техника и тактика преодоления естественных препятствий, слабая подготовленность
группы и т.д.).
Разбор и анализ несчастных случаев в туризме.
Проверка туристских групп перед выходом в поход. Проверка схоженности группы.
Знание маршрута всеми участниками группы, техническая, тактическая, физическая и
морально–волевая подготовка участников группы.
Соответствие снаряжения и набора продуктов питания реальной сложности предстоящего
маршрута. Адаптация в туризме и ее особенности применительно к видам туризма.
Психологическая совместимость людей в туристской группе и ее значение для
безопасности похода. Условия, при которых проявляется несовместимость. Сознательная
дисциплина — важнейший фактор успеха похода. Руководство и лидерство.
Экстремальные ситуации в походе. Психология малых групп. Отношения,
складывающиеся в группе. Факторы устойчивости группы.
Практические занятия
Разбор конкретных аварийных ситуаций в туризме, воспитание сознательной дисциплины,
активная подготовка к походу всех участников. Психологический тренинг. Подготовка
снаряжения к походам.
1.10. Действия группы в аварийных ситуациях.
Теория. Характеристика условий, затрудняющих нормальные движение и
ориентирование. Тактические приемы выхода группы из аварийных ситуаций (остановка
движения, разбивка лагеря, отход группы к месту предыдущей стоянки, продолжение
движения до более подходящего места установки бивака).
Организация бивака в экстремальных ситуациях.
Повышение надежности страховки путем коллективных действий, соблюдение
самостраховки.
Организация и тактика поиска группы, нарушившей контрольные сроки. Работа по
спасению группы, терпящей бедствие. Порядок эвакуации группы с маршрута. Связь с
поисково–спасательной службой и медицинскими учреждениями района похода.
Практические занятия
Отработка умений выживания и сохранения группы в экстремальных условиях.
Практическое освоение современных средств и способов страховки и самостраховки в
экстремальных условиях. Выработка тактики действия группы в конкретной аварийной
ситуации в зависимости от вида туризма, местности и погодных условий.
1.11. Подведение итогов туристского путешествия
Теория. Разбор действий каждого участника и группы в целом. Отчеты ответственных за
свою работу. Обработка собранных материалов. Подготовка маршрутной ленты,
фотографий, описания по дням. Составление отчета о походе. Подготовка газеты по
итогам похода.
Подготовка экспонатов для школьного музея.
Ремонт и сдача туристского инвентаря и снаряжения.
Практические занятия
Подготовка и составление отчета о походе. Ремонт туристского инвентаря и снаряжения.
Подготовка отчетного вечера, выставки или газеты по итогам похода. Подготовка
экспонатов для передачи в школьный музей.
2. Топография и ориентирование
2.1. Топографическая и спортивная карта
Теория. Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка и
зарамочное оформление. Генерализация топографической карты. Какие карты лучше
использовать при проведении походов. Условные знаки топографических карт.
10
Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки
спортивных карт, виды спортивных карт: масштабные, внемасштабные, линейные и
площадные. Условные знаки: населенные пункты, гидрография, дорожная сеть и
сооружения на ней, растительный покров, местные предметы.
Изображение рельефа на топографических и спортивных картах. Отдельные типы
рельефа: пойменный, мелкосопочник, овражно–балочный. Тщательное изображение
различных форм рельефа на спортивных картах. Влияние рельефа на пути движения.
Построение профиля маршрута.
Практические занятия
Упражнения на запоминание условных знаков. Изучение элементов рельефа по моделям и
на местности. Определение по горизонталям различных форм рельефа. Выбор путей
движения группы с учетом основных форм и элементов рельефа.
2.2. Компас. Работа с компасом
Теория. Компас, правила пользования им. Ориентирование карты и компаса. Азимут,
снятие азимута с карты. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения
по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры.
Взятие азимута на предмет.
Практические занятия.
Упражнения по определению азимута, снятие азимута с карты. Тренировка на
прохождение азимутальных отрезков, прохождение через контрольные пункты по азимуту
без использования карты. Упражнения и соревнования на прохождение азимутальных
дистанций в ограниченном коридоре.
2.3. Измерение расстояний
Теория. Способы измерения расстояний на карте и на местности. Измерение кривых
линий на карте с помощью курвиметра, обычной нитки.
Измерение среднего шага. Счет шагов при движении шагом, бегом на местности
различной проходимости. Глазомерный способ измерения расстояния, необходимость
постоянной тренировки глазомера. Определение пройденного расстояния по времени
движения.
Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага.
Практические занятия.
Измерение длины шага, построение графика перевода числа шагов в метры. Упражнения
по отработке автоматизма при счете шагов, измерение различных отрезков на карте и на
местности. Прохождение и пробегание отрезков различной длины. Упражнения по
определению расстояния до недоступного предмета, определению ширины реки, оврага.
2.4. Способы ориентирования
Теория. Ориентирование в походе с помощью топографической карты, не дающей полной
информации о местности. Определение своего местонахождения при наличии сходной
(параллельной) ситуации. Движение в походе при использовании кроки и схем участков
маршрута.
Ориентирование при условии отсутствия видимости. Организация разведок в походе,
опрос местных жителей, уточнение у них имеющихся карт и схем.
Движение по легенде — подробному описанию пути.
Особенности ориентирования в различных природных условиях: в горах, в тундре, на
воде.
Ориентирование при использовании спортивной карты, определение точки своего стояния
и выбор пути движения.
Практические занятия.
Упражнения по определению точки своего местонахождения на местности при помощи
карты. Участие в соревнованиях по ориентированию.
11
2.5. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери
ориентировки
Теория. Определение сторон горизонта и азимутов при помощи Солнца, Луны, Полярной
звезды. Определение сторон горизонта при помощи местных предметов, созданных
природой и людьми, по растительности.
Причины, приводящие к потере ориентировки. Порядок действий в случае потери
ориентировки: прекращение движения, анализ пройденного пути, поиск сходной,
параллельной ситуации на карте, попытка найти опорные ориентиры и подтвердить свои
предположения. Необходимость выхода на крупные линейные или площадные ориентиры.
Использование троп, идущих в нужном направлении, движение по генеральному азимуту.
Движение вдоль ручьев, рек, выход к жилью.
Поведение членов группы, необходимость жесткой дисциплины и отсутствия паники.
Действия отдельного члена группы, участника соревнований в случае потери им
ориентировки. Основная задача — движение по тропам и дорогам до выхода к
населенным пунктам, стремление как можно меньше срезать тропинки, идти по азимуту.
Обязательное извещение организаторов соревнований о своем местонахождении при
выходе к людям во избежание напрасных поисковых работ.
Практические занятия
Упражнения по определению своего местонахождения на различных картах. Определение
сторон горизонта по местным предметам, небесным светилам.
2.6. Соревнования по ориентированию
Теория. Виды и характер соревнований по спортивному ориентированию. Виды стартов.
Жеребьевка команд и участников. Обязанности участников соревнований.
Соревнования по ориентированию в заданном направлении, их характеристика.
Соревнования на маркированной трассе. Соревнования по выбору, их разновидности,
характеристика. Эстафетное ориентирование в заданном направлении. Определение
результатов в соревнованиях по ориентированию.
Туристское ориентирование, движение по обозначенному маршруту. Отдельные виды
ориентирования в программе туристских слетов и соревнований.
Практические занятия
Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию и туристскому
ориентированию.
3. Краеведение
3.1. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи
Теория.Территория и границы родного края. Рельеф, гидрография, растительность,
полезные ископаемые и другие природные условия. Климат, его влияние на возможности
занятий туризмом. Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта.
Характеристика населения.
История края, памятные события, происходившие на его территории. Знаменитые
земляки, их роль в истории края.
Край в период Великой Отечественной войны. Настоящее и будущее родного края.
Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные, природные,
другие памятные места. Музеи. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия.
История своего населенного пункта. Литература по изучению родного края.
Практические занятия
Экскурсии в музеи, посещение экскурсионных объектов. Работа со справочным
материалом и литературой по истории края. Встречи с представителями науки и
культуры, ветеранами войны и труда, интересными людьми.
3.2. Изучение района путешествия
Практические занятия
12
Выбор и изучение района похода, разработка маршрута.
Знакомство с отчетами туристских групп, совершивших поход в данном районе.
Знакомство по литературным и другим источникам с историей, природой, климатом
района путешествия. Пути подъезда к началу маршрута. Наличие экскурсионных
объектов на маршруте. Учет времени на их посещение. Население данного района.
Возможности пополнения продуктов на маршруте. Подготовка писем в адрес
образовательных учреждений (школ, домов детского творчества и др.) с запросами по
уточнению сведений о районе похода и о возможности остановки (ночлега) во время
похода.
3.3. Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников
культуры
Теория. Содержание и методика краеведческих наблюдений по истории, географии,
биологии, экологии, литературе и другим школьным предметам в соответствии с
местными условиями.
Содержание заданий туристским группам от школы, от организаций и учреждений.
Деятельность по охране природы в условиях похода.
Изучение и охрана памятников истории и культуры. Виды памятников. Использование
памятников истории и культуры в учебной и воспитательной работе.
Техника проведения краеведческих наблюдений и фиксации их: составление описаний,
сбор образцов для коллекций, видео– и фотосъемка, зарисовки в походе, составление схем
участков маршрута, нанесение подробностей и исправлений на карту маршрута.
Правила сбора и хранение реликтовых и других материалов. Редкие и охраняемые
растения и животные.
Работа среди местного населения: участие в общественных мероприятиях, концерты
самодеятельности, спортивные выступления, помощь сельским школам и лесничествам.
Практические занятия.
Выполнение заданий государственных и общественных организаций. Проведение
краеведческих наблюдений. Сбор гербариев, материалов для школьных музеев. Участие в
работе среди местного населения.
4. Основы медицинских знаний.
4.1. Профилактика травматизма и заболеваний
Теория. Травмы и заболевания характерные в природной среде. Характеристика травм и
заболеваний, меры по их профилактике.
Горные дезадаптации, признаки, первая помощь, прогноз и изменение тактики похода.
Акклиматизация как средство профилактики горной болезни.
Инфекционные заболевания характерные в природной среде, причины их возникновения
и механизм передачи. Признаки инфекционных заболеваний и оказание первой
медицинской помощи пострадавшим.
Предупреждение обморожений и переохлаждений.
Гигиена туриста. Соблюдение правил личной гигиены в походе.
Основные принципы оказания первой медицинской помощи. Проведение осмотра
пострадавшего, порядок его проведения (обеспечение проходимости дыхательных путей,
наличие дыхания, наличие пульса).
Правила поведения оказывающего первую медицинскую помощь.
Практические занятия
Профилактика травм и заболеваний до выхода на маршрут и во время похода.
4.2. Средства оказания первой медицинской помощи
Теория.
Состав медицинской
аптечки туристской
группы:
дезинфицирующие и лекарственные средства, их характеристика.
перевязочные,
13
Виды повязок и их назначение. Правила наложения повязок на голову, нижние и верхние
конечности, грудь, спину, живот и т.д.
Порядок и правила использования и применения дезинфицирующих и лекарственных
средств.
Порядок измерения температуры, пульса, артериального давления.
Согревающие и охлаждающие процедуры, их применение.
Практические занятия.
Комплектование медицинской аптечки. Демонстрация и отработка правильной
последовательности действий при осмотре, выборе и применении перевязочных
материалов, дезинфицирующих и лекарственных средств.
4.3. Первая медицинская помощь при травмах
Теория. Общая характеристика повреждений. Основные правила оказания первой
медицинской помощи при повреждениях и ранениях.
Характеристика различных видов кровотечений и их причины. Способы остановки
кровотечений (давящая повязка, наложение жгута, пережатие артерий, сгибание
конечностей). Особенности оказания первой медицинской помощи при внутреннем
кровотечении. Оказание помощи при носовом кровотечении.
Характеристика различных видов травм (ушибы, растяжения и разрывы связок, вывихи,
сдавливания). Причины и признаки травм. Правила оказания первой медицинской
помощи при травмах.
Переломы костей и их причины. Характеристика различных видов переломов (открытые и
закрытые). Правила оказания первой медицинской помощи при переломах.
Правила и способы транспортировки пострадавшего. Правила транспортной
иммобилизации и дисмургия при повреждениях костей черепа и черепно-мозговой
травме, позвоночника, таза, конечностей с применением подручных средств.
Пневматические шины. Правильное положение тела пострадавшего при транспортировке.
Техника транспортировки и страховка пострадавшего.
Практические занятия.
Наложение повязок и остановка кровотечений. Наложение шин при подготовке к
транспортировке пострадавшего. Изготовление транспортировочных средств. Практика
переноски пострадавшего на длительные расстояния с соблюдением мер безопасности.
4.4. Первая медицинская помощь при острых состояниях и несчастных случаях
Теория. Причины и признаки укусов насекомых. Правила оказания первой медицинской
помощи при укусах насекомых. Особенности оказания помощи при укусах клещей.
Причины и признаки укусов змеями, правила оказания помощи.
Причины и признаки утопления, правила оказания помощи.
Причины и признаки поражения электротоком и молнией, правила оказания помощи при
электротравме и поражении молнией.
Причины и признаки термических и химических ожогов, правила оказания помощи при
различных видах ожогов.
Причины и признаки отморожений и переохлаждений, правила оказания помощи.
Причины и признаки теплового и солнечного удара, правила оказания помощи.
Причины и признаки попадания инородных тел в глаза, ухо, полость рта, пищевод,
дыхательные пути, правила оказания первой медицинской помощи.
Характеристика причин, вызывающих потерю сознания и остановку сердца. Причины
потери сознания и остановки сердца. Сердечно-легочная реанимация и
последовательность ее проведения (искусственная вентиляция легких и непрямой массаж
сердца).
Причины и признаки травматического шока, правила оказания помощи при
травматическом шоке.
Причины и признаки обморока, правила оказания помощи.
14
Практические занятия
Демонстрация и отработка правильной последовательности действий при осмотре и
выборе пособий при травмах и заболеваниях.
4.5. Первая медицинская помощь при отравлениях
Теория. Причины и признаки отравлений сильнодействующими ядовитыми веществами.
Правила оказания первой медицинской помощи.
Причины и признаки отравления средствами бытовой химии, правила оказания помощи.
Причины и признаки отравления лекарственными и наркотическими препаратами,
правила оказания помощи.
Причины и признаки пищевых отравлений, правила оказания помощи.
Причины и признаки отравления ядовитыми растениями, ягодами, грибами, правила
оказания помощи.
5. Общая и специальная физическая подготовка
5.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии на него
физических упражнений
Теория. Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы).
Костно–связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о
строении внутренних органов. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Изменение сердца
под влиянием нагрузок различной интенсивности. Дыхание и газообмен. Постановка
дыхания в процессе занятий.
Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения (кишечник, почки, легкие,
кожа).
Нервная система — центральная и периферическая. Элементы ее строения и основные
функции. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма.
Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, повышение
работоспособности, совершенствование двигательных качеств человека (быстрота, сила,
ловкость, выносливость).
Совершенствование координации движений под влиянием систематических занятий
физической культурой и спортом.
Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием
занятий спортом. Влияние занятий физическими упражнениями на обмен веществ.
5.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на
тренировках
Теория. Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного
контроля при занятиях спортом. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия.
Порядок осуществления врачебного контроля. Показания и противопоказания к занятиям
различными видами туризма.
Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность,
настроение. Понятие о «спортивной форме», утомлении, перетренировке. Меры
предупреждения переутомления.
Дневник самоконтроля. Изменение показателей при правильном и неправильном
построении учебно–тренировочного процесса.
Спортивный массаж и его применение в процессе тренировки, приемы самомассажа,
противопоказания к массажу.
Практические занятия
Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля. Изучение приемов
самомассажа.
5.3. Общая физическая подготовка
Практические занятия
15
Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи,
отведения и приведения, рывки на месте и в движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных
направлениях.
Упражнения для туловища в различных исходных положениях на формирование
правильной осанки: наклоны, повороты и вращения туловища, в положении лежа —
поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и
опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на
одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах — повороты и наклоны туловища,
сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания с партнером, переноска партнера
на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Упражнения с предметами
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки с вращением скакалки вперед,
назад, на одной и обеих ногах, прыжки с поворотами в приседе и полуприседе.
Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами — бросать и ловить в
различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа), с поворотами и приседаниями.
Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук,
повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.
Элементы акробатики
Кувырки (вперед, назад, в стороны) в группировке, полушпагат; полет–кувырок вперед с
места и с разбега, перевороты (в стороны и вперед).
Подвижные игры и эстафеты
Игры с мячом. Игры бегом с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием.
Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий с переноской,
расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и
ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов. Игры
на внимание, сообразительность, координацию.
Легкая атлетика
Бег на короткие дистанции — 30, 60, 100 м из различных исходных положений.
Эстафетный бег на эти же дистанции. Бег по пересеченной местности (кросс) до 3––5 км с
преодолением различных естественных и искусственных препятствий. Интервальный и
переменный бег. Прыжки в длину и высоту с места и с разбега. Тройной, пятерной
прыжок и многоскоки. Метание гранаты, толкание ядра. Прыжки в высоту.
Лыжный спорт
Изучение попеременного и одновременного способа ходьбы на лыжах. Изучение техники
поворотов на месте и в движении. Прохождение на лыжах дистанции 3, 5 км на время.
Катание с гор. Спуски и подъемы на склонах различной крутизны. Повороты и
торможение во время спусков. Ложные падения.
Гимнастические упражнения
Упражнения на снарядах: гимнастическая стенка, канат, шест, лестница, скамейка,
перекладина, брусья, кольца; опорные и простые прыжки с мостика и трамплина через
«козла», «коня».
Спортивные игры
Ручной мяч, баскетбол, футбол, волейбол.
Плавание
Освоение одного из способов плавания: старты и повороты, проплывание на время 25, 50,
100 и более метров.
5.4. Специальная физическая подготовка
Практические занятия
Упражнения на развитие выносливости
16
Бег в равномерном такте по равнинной и пересеченной местности, открытой и закрытой, в
том числе и по заболоченной на дистанции от 5 до 15 км. Бег «в гору». Ходьба на лыжах
на дистанции от 5 до 15 км. Марш–броски и туристские походы (однодневные и
многодневные). Плавание различными способами на дистанции до 800 м. Многократное
пробегание различных дистанций с изменением скорости, темпа и продолжительности
бега в различных условиях местности. Смешанное передвижение с чередованием ходьбы,
бега. Бег по песку, по кочкам; бег в воде на мелком месте. Упражнения со скакалкой в
заданном темпе.
Упражнения на развитие быстроты
Бег с высокого и низкого старта на скорость на дистанции 30, 60, 100, 200, 400 м. Бег на
месте в быстром темпе с высоким подниманием бедра. Бег семенящий, прыжковый. Бег с
внезапной сменой направлений, с внезапными остановками, с обеганием препятствий.
Эстафеты: встречные, с преодолением препятствий, с прыжками, по кругу и т.д. Быстрое
приседание и вставание. Бег с переменной скоростью и повторный бег. Бег боком и
спиной вперед. Бег змейкой между расставленными в различном положении стойками.
Упражнения со скакалкой: два прыжка на один оборот скакалки, один прыжок на два
оборота скакалки, чередование различных прыжков на одной и двух ногах. Бег через
барьеры различной высоты на дистанции 60, 100, 200 м. Различные игры и игровые
упражнения, выполняемые в быстром темпе (баскетбол 3:3, футбол 5:5, с укороченными
таймами).
Упражнения для развития ловкости и прыгучести
Прыжки в длину в яму с песком, через яму с водой, канаву, ручей. Прыжки по кочкам.
Прыжки в высоту через планку, жердь, поваленное дерево с одной и двух ног. Прыжки
через «коня», «козла». Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении. Прыжки со
скакалкой в движении. Прыжки вверх из положения приседа, упора присев. Бег–прыжки и
прыжки по ступенькам в заданном темпе. Прыжки вниз с гимнастической лестницы,
бровки оврага, берега реки и т.д.
Элементы акробатики: кувырки, перекаты, перевороты, ложные падения на лыжах.
Гимнастические упражнения на различных снарядах, требующие сложной координации
движении. Упражнения на равновесие, выполняемые на гимнастическом бревне,
скамейке. Переправа по бревну через овраг, ручей, канаву; переправа по качающемуся
бревну. Подъем по гимнастической лестнице, стенке, в том числе без помощи ног; подъем
по крутым склонам оврагов, берегам ручьев. Элементы скалолазания. Игры: баскетбол,
гандбол, футбол — со специальными падениями. Эстафеты с применением сложных
двигательных заданий, требующих проявления координации движений. Участие в
преодолении туристской полосы препятствий.
Упражнения для развития силы
Сгибание и разгибание рук в упорах о предметы на разной высоте от пола
(гимнастическую стенку, стул, гимнастическую скамейку, пол). Из упора лежа
отталкивание от пола с хлопком. Приседания на двух и одной ногах. Прыжки и подскоки
на одной и двух ногах без отягощения и с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2–
–4 кг, диск от штанги, штанга) с последующим быстрым выпрямлением.
Броски набивного мяча одной и двумя руками из–за головы, от груди, снизу, сбоку,
броски с поворотом туловища.
Упражнения для развития силы отдельных мышечных групп (туловища, рук, ног) без
предметов и с предметами (набивными мячами, гантелями, резиновыми амортизаторами).
Упражнения со штангой (40–60% от веса спортсмена), повороты туловища со штангой на
плечах, приседания, выжимания и выталкивания штанги от груди и др.
Упражнения на гимнастической стенке: подтягивание на руках, поднимание ног до
прямого угла и др.
Эстафеты с переноской тяжелых предметов (набивных мячей, камней, партнеров по
команде и т.д.).
Упражнения для развития гибкости, на развитие и расслабление мышц
17
Ходьба с выпадами, скрестным шагом. Пружинистые приседания в положении выпада,
«полушпагат», «шпагат». Маховые движения руками и ногами в различной плоскости.
Пружинистые наклоны туловища вперед, в стороны, назад из различных исходных
положений. Парные упражнения с сопротивлением на гибкость, растяжение и
подвижность суставов. Круговые движения туловищем, повороты с движением и без
движения руками и ногами. Упражнения с палками, булавами. Отведение ног и рук в
различных упражнениях, из различных исходных положений, на месте и в движении.
Размахивание руками и ногами, расслабление мышцы при взмахе вперед, назад, в
стороны. Размахивание свободно опущенными руками при повороте туловища. Наклоны
вперед, в стороны, медленный бег с расслаблением мышц плечевого пояса и рук.
Встряхивание рук, ног на месте и в движении. Глубокий вдох и продолжительный выдох.
6. Начальная специальная подготовка.
6.1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Теория. Классификация чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясения, смерчи, цунами,
наводнения, лавины, сели, оползни, камнепады, обвалы).
Чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии, обрушения, пожары и др.).
Чрезвычайные ситуации экологического характера (эпидемии, и др.).
Понятия опасных природных явлений, стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Понятия опасности и определение опасных факторов.
История человечества - борьба за выживание.
Крупнейшие исторически известные катастрофы (гибель Помпеи и др.)
История создания спасательных служб в мире.
История создания спасательных служб на территории России.
6.2. Человек и окружающая среда. Факторы риска в современной техногенной среде.
Теория. Окружающая среда: природная, техногенная и бытовая. Взаимодействие
человека в процесса деятельности с окружающей средой, аксиома о потенциальной
опасности процесса взаимодействия. Понятие о риске.
Научно-технический прогресс и вызываемые им последствия. Источники загрязнения,
опасные и вредные факторы окружающей среды (физические, химические, биологические
и психогенные). Взаимодействие и трансформация загрязнений в окружающей среде,
вторичные явления: смог, кислотные дожди, разрушение озонового слоя, снижение
плодородия почв, качества продуктов питания, разрушение технических сооружений.
Источники, зоны действия и уровни энергетических загрязнений окружающей среды
(парниковый эффект, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, шум, вибрация)
Экологический кризис.
Региональный (местный) комплекс опасных и вредных факторов окружающей среды и
причины их формирования.
Понятие о производственной среде. Источники и виды опасных и вредных факторов
производственной среды, причины их возникновения. Производств и технические
средства повышенной опасности. Пути негативного воздействия на биосферу,
промышленные выбросы, твердые и жидкие отходы, энергетические излучения, аварии и
катастрофы.
Бытовая среда. Источники и виды опасных и вредных факторов бытовой среды и их
взаимосвязь с состоянием окружающей среды. Микроклимат, освещение жилых
помещений, шум окружающей среды и их влияние на здоровье и безопасность
деятельности. Электробезопасность при пользовании энергией в бытовых помещениях.
Средства бытовой химии: правила пользования и оказание первой помощи при
отравлениях и ожогах.
Практические занятия
18
Наблюдение и определение факторов риска в природной, городской и производственных
сферах. Определение причин вредных факторов окружающей среды и выработка мер
защиты.
6.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
Теория. Необходимость создания системы защиты населения от последствий
чрезвычайных ситуаций. Цели и задачи Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС), структура,
управление и функционирование РСЧС, силы и средства РСЧС. Поисково-спасательные
службы. Задачи системы обучения. Этапы и уровни подготовки спасателей. Формы и
виды обучения спасателей. Специализированные курсы обучения спасателей.
Квалификационные требования к спасателям. Система аттестации и переаттестации
спасателей и спасформирований.
Табель оснащения поисково-спасательной службы. Экипировка спасателя. Технические
средства. Транспортные и транспортировочные средства. Средства связи и сигнализации.
Медицинское обеспечение. Групповое и личное снаряжение. Назначение и применение
различных видов снаряжения. Специальное снаряжение.
Практические занятия
Хранение и эксплуатация снаряжения, средств связи, транспорта.
6.4. Оказание помощи людям в условиях природной среды
Теория. Виды несчастных случаев, аварии и чрезвычайные ситуации, угрожающие жизни
и здоровью людей в условиях природной среды. ЧС в туристских и альпинистских
группах. Поиск и спасение людей при стихийных бедствиях. Использование подручних
средств для оказания помощи и спасения пострадавших. Использование специальных
спасательных средств.
Практические занятия
Оказание помощи в условиях окружающей среды.
6.5. Основы безопасного ведения спасательных работ
Теория. Четкое руководство ПСР, единоначалие и строгая исполнительская дисциплина.
Создание рабочей обстановки. Определение опасных и безопасных зон. Удаление
посторонних лиц с места работы спасателей. Инструктаж руководителя работ о командах
и сигналах. Установление наблюдения за возможными опасностями. Разведка и
подготовка пути эвакуации пострадавших. Организация эвакуации пострадавших и
контроль за их состоянием во время транспортировки.
Практические занятия
Подготовка мест проведения спасательных работ. Организация взаимодействия
участников работ. Обеспечение страховки и самостраховки спасателей и пострадавших.
Планируемые результаты освоения учащимися программы
Ожидаемыми результатами обучения по данной общеобразовательной
общеразвивающей программе являются: знакомство обучаемых с правилами и методами
оказания первой медицинской помощи, с правилами пожарной безопасности. Это является
весьма актуальным, так как дети в этом возрасте начинают активно интересоваться
окружающим миром, пытаются подражать действиям взрослых не осознавая возможных
опасностей. Привитие обучаемым практических навыков одевание боевой одежды
пожарных, ознакомление со средствами и способами пожаротушения. Основными
формами контроля достижений учащихся являются практические занятия по медицинской
подготовке, решение ситуационных задач, позволяющие оценить умение, применять на
практике полученные теоретические знания, результативность участия в районных и
городских соревнованиях.
19
Личностные результаты:
сформируется стремление к здоровому образу жизни;
сформируется сознательное и ответственное отношение к вопросам
личной и общественной безопасности;
воспитается
коммуникабельность, чувство
коллективизма,
сотрудничества, взаимовыручки;
приобщатся к нормам и ценностям общества, адаптировать к условиям
среды;
сформируется патриотизм, гражданственность, чувство ответственности за
свою судьбу и судьбу своего поколения.
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных
ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Предметные результаты:
познакомятся с системой знаний по основным видам спасательных
действий человека в экстремальной ситуации;
приобретут умения и навыки, необходимые юному спасателю;
приобщатся к вопросам личной и коллективной безопасности,
заинтересованности в предотвращении чрезвычайных ситуаций, оказанию
само и взаимопомощи, умелым и быстрым действиям в любой ситуации;
разовьется мотивация личности обучающегося к познанию основ
спасательного дела;
приобретут навыки противодействия опасным и вредным факторам
природного, социального и медицинского характера;
сформируются практические навыки и умения поведения в экстремальных
ситуациях.
cформировано убеждение в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
научатся применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
научатся оказывать первую помощь пострадавшим;
научатся предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным
признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из
различных источников;
научатся принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации
для минимизации последствий с учётом реально складывающейся
обстановки и индивидуальных возможностей.
будут понимать роль государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
научатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью педагога и самостоятельно.
20
научатся самостоятельно и мотивированно организовывать свою
познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки
результата);
Метапредметные результаты
будут принимать активное участие в практической деятельности,
проведении спортивно-тренировочных мероприятий, приобщение к
поисковой и творческой деятельности;
научатся осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в
источниках различного типа;
приобретут знания безопасного поведения человека в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера;
воспитается ответственное отношение к окружающей природной среде; к
личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к
безопасности личности, общества и государства;
овладеют умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных
ситуаций по характерным признакам их появления; принимать
обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной
ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
приобретут навыки самостоятельности, самоорганизации, потребности в
непрерывном самообразовании и самосовершенствовании;
сформируются творческие и интеллектуальные способности учащихся;
сформируется профессиональная ориентации учащихся;
приобретут навыки к действиям в различных экстремальных ситуациях
21
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Условия реализации программы
Данная программа может быть эффективно реализована при взаимодействии нескольких
факторов:
Материально-техническое обеспечение:
для проведения теоретических занятий необходим кабинет, оснащенный
мультимедийной доской, наглядным и дидактическим материалом (схемы,
плакаты, муляжи)
для практических занятий необходим спортивный зал, а также занятия проводятся
на открытом воздухе; учащиеся для занятий должны иметь тетрадь, цветные
карандаши, ручку, транспортир и т.д.
для организации однодневных походов необходим полный комплект снаряжения и
оборудования.
Медицинское имущество: Индивидуальные средства медицинской защиты;
Перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри, бинт марлевый
медицинский нестерильный размером 7м х 14см; бинт марлевый медицинский
нестерильный, размер 5м х 10см; вата медицинская компрессная; косынка
медицинская (перевязочная); повязка медицинская большая стерильная; повязка
медицинская малая стерильная.
Медицинские предметы расходные: булавка безопасная; шина проволочная
(лестничная) для ног; шина проволочная (лестничная) для рук; шина фанерная
длиной 1 м;
Спасательный жилет, индивидуальный спасательный бросательный конец
(индивидуальная «морковка»);
Верёвки: основные (диаметр 10-12 мм - для организации страховки, передвижений,
подъема и спуска пострадавших; вспомогательные (диаметр 4-8 мм) для
подстраховки, оттяжек и работы с грузами и т.п.);
Обвязка страховочная, веревка для обвязки, карабины, зажим канатный, БСУ;
Противогаз; ОЗК и Л-1;
Пневматическая винтовка;
Палатки туристские
Тенты для палаток
Веревка основная (40м)
Веревка основная (30м)
Веревка вспомогательная (20м)
Репшнуры (длина 2-3 м, диаметр 6-8 мм)
Петли прусика (веревка 8мм)
Система страховочная
Карабин туристский
Компас жидкостной
Рукавицы для страховки и сопровождения
Планшеты для ориентирования
Призмы для ориентирования на местности
Компостеры для отметки прохождения КП
Секундомер электронный
Топор в чехле
Тросик костровой
Рукавицы костровые
Тент хозяйственный
Клеенка кухонная
22
Посуда для приготовления пищи
Котлы туристские
Ремонтный набор в упаковке
Лопата саперная в чехле
Рулетка 10 м
Жумар
Восьмерка
Информационное обеспечение
Для успешной реализации программы применяются следующие электронные
образовательные ресурсы:
- ПДД 2018 онлайн России - URL: http://www.pddrussia.com/
- Для населения/МЧС России
–
URL:
http://www.mchs.gov.ru/dop/info/individual
- «Спас – экстрим» - URL: http://www.spas-extreme.ru/
- Азбука безопасности - http://azbukabezopasnosty.ru/
- Методическая копилка - Учителя, воспитателя, родителя - URL:
http://www.zanimatika.narod.ru/OBJ3.htm
- сайт "Юный спасатель" – URL: http://dup.sibpsa.ru
-Информационно-образовательный портал пожарной безопасности для детей – URL:
www.deti01.ru
-Портал знаний - Современные технологии образования – URL:
http://порталзнаний.рф
-Движение «Юный пожарный» // Официальный сайт ВДПО - Режим
доступа: http:// vdpo.ru/main/yunii-pozharnii
- Культура безопасности жизнедеятельности // Официальный сайт МЧС
России – Режим доступа: http://www.culture.mchs.gov.ru/
- Основы безопасности жизнедеятельности: информационнометодический журнал МЧС России – Режим доступа: http://obj.mchsmedia.ru/
Кадровое обеспечение
Для реализации программы «Юный спасатель» педагог дополнительного образования
должен иметь высшее или среднее педагогическое образование. Требования к
педагогическому стажу работы и квалификационной категории педагога не
предъявляются. Педагог дополнительного образования должен систематически повышать
свою профессиональную квалификацию.
Методическое обеспечение.
Для успешной реализации программы следует использовать следующие
методы:
Методы обучения:
работа в группах;
индивидуальные консультации, занятия;
наглядность;
практика;
использование ИКТ;
решение проблемных ситуаций; рефлексия.
Методы воспитания:
формирование сознания личности;
организация деятельности и формирование опыта
общественного
поведения;
стимулирование поведения и деятельности. Виды
предполагаемой деятельности:
23
игровая;
досуговая;
организаторская;
трудовая;
спортивно-оздоровительная;
аналитическая;
учебная;
профориентационная.
Основными направлениями деятельности педагога являются:
организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной
общеобразовательной программы;
организация досуговой деятельности учащихся;
обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при
решении задач обучения, развития и воспитания;
педагогический
контроль
и
оценка
освоения дополнительной
общеобразовательной программы;
Педагог должен обладать следующими компетентностями:
профессиональная компетентность;
информационная компетентность;
коммуникативная компетентность;
правовая компетентность.
Формы аттестации и ее периодичность: стартовая, промежуточная и итоговая
аттестация учащихся проводится как письменно, так и устно.
Формами аттестации являются собеседования, зачёты, викторины, соревнования, сдача
нормативов, тестирование, практические задания, зачётные походы и другие формы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
•
видеозапись;
•
грамоты, благодарственные письма, сертификаты;
•
журнал посещаемости;
•
материалы тестирования;
•
протоколы соревнований;
фотографии;
•
статьи в СМИ.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
•
слеты, соревнования, сборы.
•
участие в спортивных и физкультурно-массовых мероприятиях района.
Оценочные материалы.
Оценка за теоретическое обучение является критерием (показателем) уровня усвоения
юными спасателями необходимых для данной профессии знаний, а также возможностью
их эффективного использования на практике. Эта оценка складывается из текущих
оценок, полученных на теоретических занятиях, и оценок, выставленных на зачетах.
В основу оценки теоретических знаний юных спасателей положена традиционная
пятибалльная система.
Оценка "5 баллов" ("отлично") - обучаемый полностью усвоил весь материал учебной
программы, самостоятельно и уверенно применяет полученные знания при безупречном
выполнении практических заданий, соблюдает требования техники безопасности.
24
Оценка "4 балла" ("хорошо") - твердо усвоен основной материал, ответы
удовлетворяют требованиям, установленным для оценки "отлично", но при этом спасатель
допускает одну негрубую ошибку, делает несущественные пропуски при изложении
фактического материала, полученные знания свободно применяет на практике.
Оценка "3 балла" ("удовлетворительно") - обучаемый знает и понимает основной
материал учебной программы, основные темы, но в усвоении материала имеются
пробелы. Излагает его упрощенно, с небольшими ошибками и затруднениями. Выполняет
производственные задания с недочетами, иногда с браком.
Оценка "2 балла" ("неудовлетворительно") - ставится тогда, когда обучаемый слабо
понимает большую часть программного материала, допускает грубые ошибки, излагает
материал бессистемно. Обучаемый не овладел основными элементами предмета,
имеющиеся знания не может применить на практике. Допускает грубые ошибки, брак.
«Основы первой помощи»
1. Первая медицинская помощь при обморожении?
1) Растереть пораженный участок жестким материалом или снегом
2)Создать условия для общего согревания наложить ватномарлевую повязку на
обмороженный участок, дать теплое питье
3)Сделать легкий массаж, растереть пораженный участок одеколоном
2. По каким признакам судят о наличии внутреннего кровотечения?
1) Цвет кожных покровов, уровень артериального давления, сознание
2) Пульс, высокая температура, судороги.
3) Резкая боль, появление припухлости, потеря сознания
3. Как оказать помощь пострадавшему при ожоге отдельных участков тела щелочными
растворами?
1)Промыть пораженное место водой, смазать жирным кремом и наложить повязку из чистой
ткани
2)Обработать пораженное место 1-2% раствором борной ,
лимонной или уксусной кислоты, наложить асептическую повязку
3) Промыть поврежденный участок мыльным или 2%- мыльным раствором столовой соды,
наложить асептическую повязку
4. Какая повязка накладывается при повреждении лба?
1) Пращевидная ) Спиральная 3) Шапочка
5. Первая помощь при вывихе конечности?
1) Дать обезболивающее средство,
вправить вывих и зафиксировать конечность
2) Осуществить иммобилизацию конечности, дать доступные обезболивающие средства,
приложить к поврежденному суставу пузырь с холодной водой или льдом, организовать
транспортировку в больницу или травмпункт
3) Зафиксировать конечность, не вправляя вывих, приложить пузырь (грелку) с горячей водой,
организовать транспортировку в больницу или травмпункт
6.Как оказать первую помощь пострадавшему при ожоге отдельных уча стков тела
кислотой?
1)Промыть пораженное место водой, смазать жирным кремом и наложить повязку из чистой
ткани
2) Обработать пораженное место 1-2% раствором борной ,
лимонной или уксусной кислоты, наложить асептическую повязку
3) Промыть поврежденный участок мыльным или 2%раствором столовой соды, наложить асептическую повязку
7. Основные правила наложения транспортной шины при переломе костей голе ни?
1)Наложить две шины с внутренней и наружной сторон ноги от стопы до коленного сустава и
прибинтовать их.
2)Наложить две шины с внутренней и наружной сторон ноги от стопы до сер
едины бедра, чтобы обездвижить место перелома, коленный и голеностопный суставы
8.Что необходимо сделать для освобождения дыхательных путей пострадавшего?
1) Поднять повыше голову
2) Подложить под плечи что-нибудь и максимально запрокинуть голову
3) Открыть рот пострадавшему
9. Как транспортировать пострадавшего с проникающим ранением груд ной клетки?
25
1) Лежа на животе
2) Лежа на спине
3) Лежа на спине с приподнятой верхней частью туловища
10. Какие приемы ПП применяются при внутреннем кровоизлиянии или
подозрении на него? 1)
Наложить на поврежденную поверхность грелку со льдом или прохладную повязку,
обеспечить покой
2) Дать холодной воды
3) Дать горячего чаю
11.Как оказать помощь при ожоге кипятком?
1) Смазать обожженный участок мазью или лосьоном,
наложить стерильную повязку
2) Промыть обожженный участок холодной водой минут 10, наложить стерильную
повязку, дать болеутоляющие средства
3) Обожженную поверхность присыпать пищевой содой,
наложить стерильную повязку
Сопоставление условных знаков и их обозначений
26
Тест «Аварийно-спасательные работы»
1. Как расшифровывается аббревиатура «АС ДНР»?
1. Атомная станция Днепропетровска
2. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы
3.Аварийные службы для народа России
2. Что представляют собой АС ДНР?
1. Совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации
2. Стратегию национальной безопасности
3. Систему предупреждения и ликвидации ЧС 3. Что такое аварийноспасательные работы?
1. Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и
культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайной ситуации
2. Аварийно-спасательные работы — это работы которые проходили на территории аварии
3. Аварийно-спасательные работы — это список задач направленных на спасение населения во
время ЧС
4. Что такое неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций?
1. Это деятельность по всестороннему обеспечению аварийноспасательных работ,
созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей,
поддержания их работоспособности
2. Это сверхурочная работа на предприятии
3. Это работа направленная на поддержание жизнеспособности
пострадавшего
5. Что включает в себя разведку маршрутов движения и участков работ?
1. Аварийно-спасательные работы в очагах поражения
2. Неотложные работы
3. Проектирование здания
6. Когда ведутся аварийно-спасательные и другие неотложные работы?
1. Непрерывно, днем и ночью, в любую погоду
2. Регулярно
3. По приказу РСЧС
7. Когда чрезвычайная ситуация считается ликвидированной?
1. Когда устранена или снижена до приемлемого уровня непосредственная
угроза жизни и здоровью людей, локализовано или подавлено воздействие
поражающих факторов, организовано первоочередное жизнеобеспечение
населения
2. Когда спасать уже нечего
3. Когда выполнен план по неотложным работам
8. Что включает в себя комплекс мер, осуществляемых в целях создания условий для
успешного выполнения задач привлекаемыми к работам формированиями?
1. Комендантская служба и охрана общественного порядка
2. Привлечение Вооруженных сил РФ
3. Выполнение приказа МЧС
9. Как проводятся Аварийно-спасательные работы?
1. В максимально сжатые сроки
2. Максимально сохраняя экономические объекты
3. На следующий день после возникновения ЧС
10. Какой вид работ включает в себя укрепление или обрушение конструкций зданий и
сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных
работ?
1. Неотложные работы
2. Аварийно-спасательные работы в очагах поражения
3. Запрещенные работы
27
Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Литература, использованная при разработке программы:
Комплект плакатов "Первичные средства пожаротушения"
Комплект плакатов "Первая медицинская помощь при ЧС"
Комплект плакатов "Правила поведения в ЧС техногенного характера"
DVD "Первая помощь при переломах, кровотечениях, ожогах",
DVD Уроки ОБЖ в школе"
CD "Оказание первой доврачебной помощи"
CD "Учись защищать себя "
CD "Скорая помощь"
CD "Медицинская помощь"
CD "Безопасность дома"
CD "Анатомия человека"
12.
Тренажер сердечно-легочной реанимации пружинно-механический с индикацией
правильности выполнения действий – манекен (150х55х27/13 кг). Полная модель человека
(типа "Максим II")
13.
М.И.Иванюков, Основы безопасности жизнедеятельности: тетрадь с печатной
основой для учащихся 6-го класса. – Саратов: «Лицей», 1999. – 80 с.
14.
М.И.Иванюков, Основы безопасности жизнедеятельности: тетрадь с печатной
основой для учащихся 7-го класса. – Саратов: «Лицей», 1999. – 80 с.
15.
М.И.Иванюков, Основы безопасности жизнедеятельности: тетрадь с печатной
основой для учащихся 5-го класса. – Саратов: «Лицей», 2001. – 64 с.
16.
Ю.Л.Воробьев, В.В.Иванов, В.П.Шолох, Хрестоматия по курсу «Основы
безопасности жизнедеятельности»: Для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.:
ООО «Издательство АСТ-ЛТД». – 1998. – 160 с.
17.
Ф.В.Кармазинов, О.Н.Русак, С.Ф.Гребенников, В.Н.Осенков, Безопасность
жизнедеятельности: Словарь-справочник. – Санкт-Петербург: Издательство «Лань». 2001.
Список специальной используемой литературы
1. ГОСТ 12.2.037-78 ССБТ. Техника пожарная. Требования безопасности.
2. ГОСТ 12.2.047-86 ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения.
3. ГОСТ 12.4.009-83 ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды.
Размещение и обслуживание.
4. ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности.
5. ГОСТ 8050-85 Двуокись углерода газообразная и жидкая. Технические условия.
6. НПБ 166-97 Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации.
7. ГОСТ Р 51057-97 Пожарная техника. Огнетушители переносные. Общие технические
требования. Методы испытаний.
8. НПБ 155-96 Пожарная техника. Огнетушители переносные. Основные показатели и
методы испытаний.
9. НПБ 105-95 Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и
пожарной опасности.
10. Другая специальная литература.
28